Ценовая дискриминация. Как было уже сказано, монополист не отличается особой гибкостью, т.к

Как было уже сказано, монополист не отличается особой гибкостью, т.к. является единственным производителем и ориентируется чаще на определенное количество потребителей. Но, стремясь получать как можно более высокую прибыль, в реальной ситуации ему приходиться проявлять гибкость.

Проявление гибкости:

1. Снижение предельных издержек, следовательно, увеличение прибыли.

2. Стремление привлечь большее количество потребителей (т.о. увеличение Q ведет к увеличению прибыли), в такой ситуации (с этой целью) монополист использует ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминацияпрактика назначения (установления) разных цен на один и тот же товар или услугу.

Термин «дискриминация» в экономической теории используется в изначальном смысле как различение. Однако ценовую дискриминацию не следует отождествлять с практикой дифференциации цен в зависимости от качества товаров и услуг.

Естественно, что в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, т.к. конкурентные отношения в этих условиях неизбежно приведут к установлению единой цены на товар или услугу.

Ценовая дискриминация осуществима только на рынках несовершенной конкуренции. При этом политика ценовой дискриминации предполагает наличие существенных различий в эластичности спроса по цене у разных групп потребителей.

При этом имеется в виду, что в условиях монополии производится идентичный продукт, т.е. однородный, лишенный каких-либо особых признаков (стандартизированный).

Различают 3 типа ценовой дискриминации:

1. Ценовая дискриминация I степени (совершенная=абсолютная дискриминация) – назначение разных цен на каждую единицу произведенного однородного товара (соответственно цене спроса на эту единицу).

Такая ценовая дискриминация имеет место в тех отраслях, где производятся сложные, индивидуальные объекты новой техники, которая изготовляется по заказам конкретных потребителей и реализуется по индивидуальным ценам, согласованным с заказчиками. Т.е. производитель продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара.

При условии, если предельные издержки являются неизменной величиной, монополист продает единицу товара Q1 за цену Р1, Q2 – за Р2 и т.д. Тогда кривая MR совпадет с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, будет соответствовать точке Qn, т.к. именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (MR) монополиста.

Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции в каждом случае будет равен ее цене (как при совершенной конкуренции).

Но такая ценовая политика не часто встречается на практике, т.к. монополист не всегда может знать о величине той максимальной цены, которую можно назначить покупателю. Можно назвать ценовую дискриминацию I степени идеалом, «голубой мечтой» монополиста.

Пример: в январе 2006 г. естественные монополисты – РЖД и РАО ЕЭС хотели поднять тарифы на 35% на свои услуги, т.е. считали возможными для потребителя такие максимальные цены, но не рассчитали – государство отменило такую наценку и позволило поднять цену лишь на 17%.

2. Ценовая дискриминация II степени – практика назначения различных цен на различные группы (объемы, партии) одного и того же товара или услуги, производимых монополистом, т.е. вся продукция монополиста разбивается на какие-то блоки или группы, на каждые из которых устанавливаются различные цены. Например, различные скидки, ценовые бонусы при малом или большом опте, оптовые скидки, льготы при ценообразовании.

Пример: скидки с цены товара при условии приобретения большого объема (т.е. скидка за опт)- жетоны в метро или абонементы на 10 поездок в метро, стоимость одного посещения бассейна либо абонемент на месяц и т.д.

Цель и суть ценовой дискриминации II степени – заинтересовать покупателя зависимостью цены от объема (пусть цена ниже, но объем больше). Доходы при более низких ценах компенсируются доходами при более высоких ценах.

3. Ценовая дискриминация III степени – практика назначения различных цен на один и тот же товар или услугу для разных групп потребителей (т.е. предполагается разделение самих покупателей на отдельные группы или рынки (сегменты), где устанавливается своя цена реализации), т.е. сегментация рынка по каким-либо признакам (скидки по доходу, скидки по возрастному признаку (дети и пенсионеры), разные тарифы для предприятий и т.д.).

Примеры: разные цены на утренний и вечерний сеансы в кино, разные расценки на блюда в ресторане во время ланча и в вечернее время, на подписные издания, на потребление э/энергии для физических и юридических лиц …

Литературный пример: Остап Бендер, торгуя билетами в «Провал», зазывал: «Приобретайте билеты, граждане! Всего 10 копеек! Детям и красноармейцам – бесплатно! Студентам – 5 копеек! Не членам профсоюза – 30 копеек!»

Т.е. такая ценовая политика разобщает спрос разных групп потребителей, но уровень издержек остается одинаковым. Следовательно, и прибыль получается монополистом разная от разных групп.

Цель - суммирование максимальной прибыли от всех групп населения вместе взятых.

. Это намного больше, чем, например, по одной фиксированной цене продавать всем категориям один фиксированный объем (большой психологический стимул для потребителя).

Большой плюс ценовой дискриминации III степени – она позволяет несколько сгладить различия в реальных доходах отдельных социальных групп потребителей. Поэтому государство даже поддерживает политику ценовой дискриминации.

Вместе с тем, ценовая дискриминация может иметь и отрицательные для общества последствия (например, сопровождаться нежелательным и неэффективным межотраслевым или межрегиональным перераспределением ресурсов). Поэтому ценовая дискриминация должна быть под контролем государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: