Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е годы XIX века

После выступления декабристов в сфере русской общественной мысли наступает некоторый спад. Расправа над лидерами восстания произвела тягостное впечатление на просвещенную часть общества. Тотальный контроль, регламентация, полицейский надзор сделали на некоторое время невозможным свободное развитие общественно-политических движений. В это время правительство распространяет консервативную идеологию. Эта идеология объявила самодержавие важнейшей основой русской жизни. Духовной основой государства и жизни народа является православие. Теория официальной народности, основы которой заложил еще С.С. Уваров при Александре I, стала основой русской консервативной идеологии середины второй половины XIX века.

Революционные кружки конца 20-30-х гг. XIX века. Одним из первых революционных кружков, возникших после восстания декабристов, стал кружок братьев Критских. Считая себя идейными последователями декабристов, члены кружка считали необходимым свержение самодержавия и уничтожение крепостного строя. Но в итоге организация была разгромлена полицией.

В 1831 году выпускник Московского университета Н.П. Сунгуров организовал тайное общество, считавшее своей главной целью введение в России конституционного строя. Идеологи организации разработали план восстания в Москве и Петербурге, который предусматривал вооружение народа, привлечение на свою сторону армии и т.д. Эта группа вскоре была раскрыта полицией.

Несколько иной характер имел другой кружок, который возглавлял Н.В. Станкевич. Члены кружка не допускали никакого насильственного вмешательства в действия правительства. Эта группа, в которую входило много ярких, талантливых людей (К. Аксаков, В. Белинский, М. Бакунин, М. Погодин, П. Грановский и многие другие), была своеобразным «культурным обществом», стремившимся к распространению просвещения и знаний, оказавшим прогрессивное влияние на русскую культуру и общественную мысль.

Творчество П.Я. Чаадаева. Подавление польского восстания 1830 — 1831 гг., спад революционных выступлений на Западе привели к тому, что в русском обществе появились настроения; апатии, проявившиеся в неверии в возможность преобразований. Данные воззрения нашли яркое выражение в «Философских письмах» П.Я. Чаадаева. В своем произведении автор, проанализировав ход русской истории, пришел к самым пессимистическим выводам. П. Чаадаев подвергает критике отсталость России, ее некультурность, дикость; ничтожность ее истории, убожество ее настоящего. Он писал, что «идеи долга, справедливости, права и порядка» обошли Россию стороной. Основной причиной такого положения автор считал отрыв России от католического мира. После опубликования своего произведения П. Чаадаев был объявлен властями сумасшедшим и отдан под надзор полиции. Впоследствии взгляды П. Чаадаева несколько изменились. Творчество П.Я. Чаадаева потрясло мыслящую часть русского общества.

Западникои и славянофилы. На рубеже 30 — 40-х гг. в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли — западники и славянофилы. Основой идеологии западников (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и др.) стало признание общности развития России и Запада. В будущем, по мнению западников, Россия должна развиваться по буржуазному пути. Западники чрезвычайно высоко оценивали деятельность Петра I, его реформы, которые повернули Россию на путь европейского развития. Сторонники данного направления высказывались в пользу необходимости введения в стране конституционной монархии, политических свобод — слова, печати, собраний и т.д.

Иного взгляда на исторический путь России придерживались славянофилы. Основным элементом концепции славянофилов было признание постулата, согласно которому каждый народ имеет свою историческую судьбу, а Россия развивается по пути, отличному от европейского. По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Появление крепостного права, славянофилы связывали с реформами Петра I и той варварской «европеизацией», которая им проводилась. Они предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого заключалась в формуле: «Сила власти — самодержавию, сила мнения — народу!». Большое значение имела православная религия. И западники, и славянофилы были за скорейшую отмену крепостного права.

Общественно-политическое развитие России в 30 — 50-е годы XIX века проходило в сложных условиях правительственной реакции и контроля. В обществе вырабатывались идеи, концепции, приоритеты, ставшие основой либеральной, революционно-демократической идеологий второй половины века. Духовное и общественное движение этого периода подготовило социальную базу, ставшую опорой реформ 60 — 70-х годов; благоприятно повлияло на русскую науку и культуру.

Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: