Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в Х-ХII веке

Теории происхождения государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства.

Существуют 2 классические теории формирования древнерусского государства. Хронологически первой является нормандская теория. Авторы - Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии - норманны, которых на Руси называли варягами. В силу отсталости славяне не могли создать государство и поэтому пригласили их на княжение. Основные аргументы норманистов: 1. Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов. 3. Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).

Вторая теория- антинормандская, автор- Ломоносов. Суть теории: варяги были балтскими славянами, а не скандинавами; славяне имели представление о княжеской власти, славянская государственность сложилась естественным путем, а варяги были призваны для основания династии, а не государства.

Существует так же неонормандская теория, образовавшаяся в ХХ веке, согласно которой государство нельзя навязать извне, это внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, а варяги способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.

На образование Древнерусского государства оказали влияние группа факторов:

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.

Таким образом, в 882 году произошло образование древнерусского государства, путем слияния Новгорода и Киева князем Олегом.

Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в Х-ХII веке

Киевская Русь- ранняя феодальная монархия- государство переходного типа, для которого характерны черты феодального устройства и родового уклада. Во главе государства- князь, которому принадлежат все ветви власти. Престол в Киевской Руси передавался по наследству. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).

Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие — это замкнутая социальная группа, име­ющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий толь­ко начался.

Все население Киевской Руси условно можно раз­делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжие мужи). Из них князь выбирал вое­вод и других должностных лиц. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство.

К свободному населению относилось также духо­венство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен­ство — монашествующее. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки.

Низшую группу свободного населения представля­ли крестьяне — смерды. Они владели землей и ско­том. Смерды составляли подавляющую часть населе­ния Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Зависимые (невольные) люди назывались холопа­ми. Холоп фактически не имел никаких прав, он сам был собственностью хозяина.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли. К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Существовал так же особый налог- полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.





Подборка статей по вашей теме: