ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1 курс бакалавриат: 811+814. 2011 -2012 уч. г.
Составитель: проф. Чувакин А.А.
ЗАНЯТИЕ № 7.
ТЕМА. Научное исследование в области филологии:
Логика научного исследования
Логика научного исследования как логика движения исследователя от проблемы к ее решению. Понятие проблемной (познавательной) ситуации.
Литература: Чувакин А.А. Основы филологии: учебное пособие. М., 2011. С. 194-195. ИЛИ: Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990. С.26-34.
Задание: На основе изучения учебного пособия сформулируйте (в произвольной форме) ответ на первый вопрос плана занятия.
2. Основные понятия логики научно исследования:
Научная проблема; проблемное поле исследования.
Гипотеза.
Результат исследования: теоретический, практический.
Литература: Чувакин А.А. Основы филологии: учебное пособие. М., 2011. С. 206-210. ИЛИ: Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990. С. 26-34.
Задания:
1) На основе изучения учебного пособия раскройте сущность каждого понятия, указанного в вопросе втором, установите связи между понятиями – для аналитической работы над научными текстами на занятии.
2) Продемонстрируйте свою способность работать с научной литературой: подберите несколько источников по избранной теме исследования, занесите их на библиографические карточки, составьте литературный обзор по теме. ТЕКСТЫ ОБЗОРА И КАРТОЧКИ СДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ.
Не забудьте посмотреть в словарях, что представляет собой обзор (литературный обзор, обзор литературы)!
(Для справок можно использовать энциклопедические словари и справочники – универсальные и филологические (лингвистические, литературоведческие), а также лингвистические словари: современного русского языка, современного английского языка, иностранных слов и др.)
ЗАНЯТИЕ № 8.
ТЕМА. Научное исследование в области филологии:
методы научного исследования-1
- Методы научного исследования: общее понятие. Методы общенаучные и специальнонаучные (филологические).
Литература: Чувакин А.А. Основы филологии: учебное пособие. М., 2011. С. 191-192 (о методах филологии); 197-198 (о методах исследования). ИЛИ: Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990. С.45-46.
Задание: На основе изучения учебного пособия сформулируйте (в произвольной форме) ответ на первый вопрос плана занятия.
- Фактическая область исследования. Материал исследования.
- Наблюдение и эксперимент в филологии: понятие, структура метода, технология применения.
Литература: Чувакин А.А. Основы филологии: учебное пособие. М., 2011. С. 196-197 (о фактической области); 198-202 (о наблюдении и эксперименте). ИЛИ: Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990. С. 46-53.
Задания:
1) На основе изучения учебного пособия раскройте сущность каждого понятия, указанного в вопросах втором и третьем, и подготовьтесь к аналитической работе над научными текстами на занятии.
2) Продемонстрируйте свою способность работать с источниками фактического материала: найдите несколько языковых или литературных фактов по избранной (при подготовке к занятию № 7) теме исследования, занесите их на карточки. КАРТОЧКИ СДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ.
Не забудьте посмотреть требования к карточке и образец карточки, данные в учебном пособии А.А.Чувакин, Л.А.Кощей, В.Д.Морозов. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990. С.48-49.
(Для справок можно использовать энциклопедические словари и справочники – универсальные и филологические (лингвистические, литературоведческие), а также лингвистические словари: современного русского языка, современного английского языка, иностранных слов и др.)