double arrow
Аристотель-систематизатор древнегреческой философии

Аристотель - ученик Платона. Был сыном врача, получил мед обр. Фил изучал в Афинах, в школе Платона. После смерти учителя обосновал свою фил школу (Ликей). После смерти А. Македонского, который покровительствовал ему, завистники стали обвинять Аристотеля в безбожии. Спасаясь от преследователей, философ покинул Афины и поселился на острове Эвбея, где и умер в 322г.до н.э.

1.) Учение о бытие. Материальные вещи сводятся к 4 видам: вода, воздух, земля, огонь. Материя не может возникнуть из ничего и не может измениться в своём количестве. Ей придается форма (это активное начало, благодаря которому вещь становится действительностью). Например, медный шар: медь - вещество, шар - форма.
Таким образом, бытие - единство материи и формы, вещей и формы. Формы принадлежат вещам и неотделимы от них. 2.) Учение о душе. Душа присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы.
+ "Растительная душа" ведает функциями питания, поста и размножения.
+ "Животная душа" обладает ощущениями, стремиться к приятному, избегает неприятное.
+ "Разумная душа" свойственна только человеку, она познаёт и думает. Разум - начало души, он не зависит от тела, бессмертен.
Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни.
3.) Познание. Основной и исторически верный уровень познания - чувственный. Научное познание- вершина познания. Оно не ограничивается эмпирией. Чувственное восприятие - причина для постижение общего, для развития теоретического познания. Это ведет Аристотиля к развитию логики.
4.) Логика - средство научного познания. Он считал, что основы логики = основы науки. Он сформулировал законы логики:
+ Закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении)
+ Закон противоречия (не противоречит себе)
+ Закон исключения третьего
Также Аристотель работал над категориями в философии: сущность, качество, кол-во, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
5.) Социально-философские идеи Аристотеля. Человек - общественное существо, он живет в государстве. Аристотель - защитник рабовладения (это естественное состояние общества). Есть хорошие и дурные формы государства. Хорошие – монархия, аристократия, полития. Плохие – тирания, олигархия, демократия. Идеальное государство – такое, которое обеспечивает меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабы и свободная беднота – политически бесправные.




6.) Изучение медико-биологических проблем. Основа врачебной деятельности - опыт, наблюдения.
Таким образом, Аристотель не только упорядочил, но и обобщал познания своего времени. Он дал начало большинству последующих философских систем.



2. Часть и целое. Типы целостности. Проблемы целостности в медицине.
+ Раньше под частями понимали такие объекты, которые в своей совокуп. образуют новые, бол.сложные объекты. Целое рассматривалось как результат сочетания частей.
+ Уже в древности врачи замечали, что если нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной мере изменяется и весь организм (целое). Гиппократ, Платон, Аристотель.
+ В эпоху механистического способа мышления складывается суммативное понятие целостности. Бэкон: целое есть сумма его простых частей и неделимых свойств. Гоббс: целое - непосредственно данное, познаваемое посредством чувств, части познаются только разумом. Локк: целое есть сумма единичных частей.
Французские материалисты 18 века (Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Дидро) дальше развивали механистическое мышление. Организм - это активное целое, но эта активность объяснилась всецело природой механических сил и связей.
+ Постепенно складывается убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств частей. При изучении целого, необходимо изучать не только его составные части, но и комплексы на основе взаимовлияния частей. Таким образом, ЦЕЛОЕ- предмет, включающий в себя связь частей и, следовательно, обладающий такими свойствами, каких нет в отдельности ни у одной части.
ЧАСТЬ - предмет бытийного мира, взятый в его отношении к другому предмету, выступающему относительно его как целое.
+ Болезнь - это целостная реакция организма. Целое предполагает относительную самостоятельность частей. Клиническая практика показывает, что при заболеваниях нет абсолютно локальных или абсолютно местных процессов. Болезнь всегда включает в себя единство общего и местного, несмотря на то, что в каждом конкретном варианте их соотношение может быть различным.

Билет






Сейчас читают про: