В стенах Googleplex постоянно происходило что-то интересное. То один программист написал программу, позволявшую пользователям отыскать на Google любой номер телефона (для этого в строке запроса нужно было указать полное имя человека и его почтовый индекс). То другой создал программу, которая вылавливала грамматические ошибки в словах. Если одно из слов, указанных в окне поиска, было набрано некорректно, Google спрашивала: «Вы имели в виду ххх?» Таким образом поисковая система пыталась прочитать мысли пользователя, чтобы определить, какое же слово он хотел набрать в строке запроса.
Летом 2001 года Google внедрила на своем сайте новый сервис Image Search («Поиск картинок»), который впоследствии произвел революцию в Интернете. Его основу составлял индекс картинок, где хранились миллионы фотографий и других графических изображений. Для того чтобы получить картинку, нужно было набрать ее название или описание в окне поиска картинок на Google. Новый сервис за короткое время приобрел огромную популярность.
|
|
11 сентября 2001 года, когда террористы атаковали Соединенные Штаты Америки, нагрузка на сервисы Google резко возросла. «Зайти на основные новостийные сайты в тот день было нереально: они были перегружены, а люди хотели получить свежую информацию, — вспоминают Брин и Пейдж. — Эту потребность удовлетворяла Google: мы разместили кэшированные (сохраненные) копии основных новостийных сообщений на нашей главной странице. Мы по-прежнему поддерживаем контакты с ведущими информационными агентствами мира».
Весной 2002 года компания внедрила новую стратегию отношений с рекламодателями: теперь она взимала с них деньги только в случае, если по их рекламным объявлениям щелкали. Сделала она это для того, чтобы рекламодатели имели возможность отслеживать свои расходы на рекламу.
Многие процессы, связанные с размещением рекламы, ускользают от внимания пользователей. А все происходит так. Компания управляет круглосуточным аукционом, на котором тысячи различных слов и словосочетаний, ежедневно вводимых в окно поиска Google, покупаются и продаются, подобно товарам и услугам. Такое словосочетание, как «pet food» («корм для животных»), может принести 30 центов, тогда как более «денежные» словосочетания — скажем, «investment advice» («консультации по инвестициям») — могут уйти и за три доллара. Стоит отдельно взятое словосочетание столько, сколько тот или иной рекламодатель готов заплатить за то, чтобы его рекламное объявление появилось на странице с результатами поиска. Теперь становится ясно, как сервис Google преобразует клики по рекламным объявлениям в статью дохода.
Компания зарабатывает деньги каждый раз, когда пользователь кликает по рекламному объявлению. Однако стоимость размещения текстового рекламного предложения на страницах сайта Google или ее партнеров не устанавливается заранее, а определяется в ходе круглосуточного онлайн-аукциона. Это обеспечивает конкурентную цену по каждому из миллионов рекламных объявлений, появляющихся на ее страницах каждый день, благодаря чему Google зарабатывает больше денег, чем если бы расценки были фиксированными.
|
|
Залогом финансового успеха Google стало наличие у ее руководителей четкого представления о том, как сделать контекстную рекламу эффективной — и для предприятий, и для простых пользователей.
В начале 2002 года заработали первые версии сервиса Google, получившего название Google News. Данный проект использовал принципы технологии PageRank, но применительно к новостям. Робот обходил множество информационных ресурсов и отбирал все важные новости, ранжируя их по степени новизны и значимости. Затем в соответствии с рангом эти новости попадают на главную страницу проекта, где разбиваются на тематические блоки. Каждая новость содержит также ссылку на источник. Поиск по новостям при этом может осуществляться также, как и по обычному Интернету: пользователь вводит слово/словосочетание и получает все новости, которые их содержат.
В середине декабря 2002 года появился сервис Froogle. Данный сервис позволяет пользователям сравнивать цены на один и тот же товар в разных магазинах. Т.е. он собирает в одном месте информацию о стоимости того или иного товара в разных магазинах.