Развитие Google в Европе

Осенью 2004 года во время перелета в Испанию Брин и Пейдж получили неприятное известие. Директор по продажам Омид Кордестани сообщил своим боссам, что Yahoo! взяла верх над Google в борьбе за право быть эксклюзивным рекламным агентом для компании AOL Europe. Брин, мечтавший наладить сотрудничество с европейским отделением AOL, задумался. Благодаря соглашению, заключенному с AOL, Google значительно расширила свое присутствие в американском интернет-пространстве. Теперь ей необходимо было заявить о себе и в Европе.

В последней схватке Yahoo! очень просто обставила Google, предложив больше денег и более привлекательные условия. Не теряя ни секунды, Брин начал действовать. Первым делом он дал указание Кордестани сообщить Филипу Роули, руководителю AOL Europe, что самолет с основателями Google меняет курс — он приземлится не в Мадриде, а в Лондоне. Друзья хотели встретиться с Роули лично в тот же день. Сергей также распорядился увеличить сумму по предложению Google.

Роули наотрез отказался возобновлять переговоры с компанией, заявив, что AOL уже заключила соглашение о сотрудничестве с Yahoo!. «Решение уже принято, — сказал он. — Процесс завершен». Сергея Брина ответ «нет» никак не устраивал. Свысоты 9 тысяч метров он наказал Кордестани заверить Роули, что AOL и ее руководство существенно выиграют от встречи, и попросить его пока не подписывать соглашение с Yahoo!. Брин добавил, что для него лично возможность пообщаться с самим Роули имеет очень большое значение. Через несколько часов их самолет приземлится в Лондоне, и он хотел бы знать, где и когда сможет с ним встретиться.

Получив эту информацию, Роули решил связаться со штаб-квартирой America Online в Вирджинии. Генеральный директор компании Джон Миллер, уже давший «добро» на сделку с Yahoo!, услышал от него, что руководители Google направляются в Лондон. Роули также сообщил, что Брин и Пейдж дали понять, что очень заинтересованы в сотрудничестве с AOL Europe. Миллер, опытный менеджер и тонкий аналитик, знал основателей поискового гиганта и восхищался Google. Но у директоров AOL была одна проблема: они уже уведомили Yahoo! о том, что компания вышла победителем в борьбе за партнерство с AOL Europe. Миллер решил, что, если основатели Google, прибыв в Лондон, незначительно увеличат сумму по своему предложению, AOL подпишет соглашение с Yahoo!. Если же Google предложит нечто новое и заманчивое, то будет справедливо, ведь документы пока не подписаны, возобновить процесс и поставить Yahoo! в известность о том, что Google в последний момент сделала весьма интересное предложение.

Целеустремленный и всегда боровшийся до последнего Брин не сомневался в правильности своего решения развернуть самолет. Ему очень не хотелось упускать возможность дать новый толчок развитию Google. Их личное присутствие на переговорах было необходимо. В тот момент для Брина не было ничего важнее, чем получить возможность поместить окошко Google на как можно большем количестве европейских сайтов.

Прибыв в отель «Майлстоун», где их уже ждал Роули, Брин и Пейдж представили ему заманчивый, выгодный и безрисковый контракт. Он предполагал предоставление финансовой гарантии на сумму в десятки миллионов долларов и превышал сумму, предложенную Yahoo!. Торговаться не было смысла. Роули вызвал в отель группу своих специалистов по подготовке сделок, а Брин с Пейджем — своих экспертов.

Пока руководители Google и AOL Europe беседовали друг с другом, их рабочие группы в другом номере обсуждали детали долгосрочного контракта. Всякий раз, когда возникал вопрос или разногласие, члены обеих групп консультировались со своими боссами и находили консенсус. Все шло как по маслу. Роули видел, что Брин и Пейдж лично заинтересованы в сотрудничестве с AOL Europe, а потому, извинившись, вышел и позвонил Миллеру в штаб-квартиру материнской компании в Вирджинии.

Миллер, уже несколько месяцев занимавшийся поиском интересных вариантов, которые обеспечили бы дальнейшее развитие AOL, был ошеломлен неожиданно хорошими новостями из Лондона. Повесив трубку, он вышел в коридор, чтобы разыскать своего старшего помощника Джона Бакли.

— В Европе происходит что-то невероятное, — говорил ему Миллер. — Google сделала гораздо более интересное предложение, чем Yahoo!. Я думаю, будет правильно предоставить Yahoo! возможность вступить в игру.

Миллер, распорядился информировать руководителей Yahoo! о возможных изменениях. Роули немедленно связался с Yahoo! и сообщил ее руководителям, что Google существенно повысила сумму финансовой гарантии, а потому AOL возобновляет процесс переговоров и хотела бы получить от Yahoo! пересмотренное предложение. Разница между двумя предложениями очень существенна, заметил Роули.

Через некоторое время руководители Yahoo!, раздраженные неожиданным оборотом, информировали AOL, что пересматривать свое предложение не собираются.

Брин и Пейдж были уверены в том, что высокая цена, которую они платили за партнерство с AOL, в долгосрочной перспективе окупится сторицей, ведь они получат возможность привлечь внимание европейских интернет-пользователей. Вечером того же дня они подписали юридически обязывающее соглашение. Для того чтобы возвести его в ранг официального, одному из сотрудников AOL пришлось сходить в банк и снять со счета компании 120 британских фунтов: согласно английскому законодательству, соглашение вступает в силу только после того, как определенная сумма денег переходит из рук в руки.

«Решающим фактором стало их личное присутствие, — заметил Роули. — Очень важно знать, что людям, с которыми ты собираешься работать, можно доверять. Мы, европейское отделение AOL, раньше не сотрудничали с Google, а потому приезд ее руководителей позволил прояснить очень многое. И коль скоро они приехали, мы не могли себе позволить отказаться от сделки. Раз они имели серьезные намерения, тянуть не было смысла».

19 октября, ровно через два месяца после IPO, Google и AOL обнародовали пресс-релизы, в которых объявили о заключении соглашения о широком сотрудничестве в Европе. Для Overture, подразделения Yahoo!, это было уже второе поражение в борьбе за партнерство с AOL.

14 Последствия коммерциализации кампании

Google — легендарная компания эпохи становления Интернета. Еще недавно Google была единственным достойным примером для подражания. К концу 2008 года ее акции стоили ~750 долларов США и мало у кого были сомнения в том, что компания двигается в направлении мирового доминирования (или, по крайней мере, к чему-то подобному). Под эти рассуждения были подведены весомые основания.

Поскольку компания была абсолютным лидером среди поисковых систем, это автоматически вело ее к доминированию в Интернете. Прошло не так много времени и вот уже ее затмевают восходящие светила интернет-рынка, в числе которых знаменитые Facebook и GroupOn.

Что же случилось? Хотя компания и поощряет творческое начало в своих подчиненных и даже позволяет им 20% рабочего времени заниматься тем, чем они сами хотят заниматься, Google никогда не делала упор на создании великих инноваций. Такие продукты, как Google Wave и Google Powermeter были созданы и запущены, но потом сдали свои позиции.

Причиной тому недостаточное спонсирование, недостаток внимания со стороны руководства. Компания не только не вкладывала в эти проекты достаточно ресурсов, но похоже, даже не проявляла к ним значительного интереса. Тоже самое недавно произошло с телевидением GoogleTV.

Надо сказать, что компания предлагает впечатляющие решения, которые при ином подходе могли бы вызвать значительный интерес. Но интерес не привлекается сам по себе, а руководство компании предпочитает почти все свое внимание и почти все ресурсы направлять в сторону продаж рекламы в поисковых запросах.

Сейчас в распоряжении Google находится целый ряд интереснейших проектов. Рассмотрим же их эффективность:

Сервис обмена видеоконтентом YouTube привлекателен для многих пользователей и является сейчас одним из популярнейших сайтов Всемирной Паутины. Но Google до сих пор не нашла способов получения масштабной выручки и прибыли от него. Несмотря на свою огромную посещаемость, он приносит всего 1,6 миллиарда долларов США годовой выручки и почти никакой прибыли.

Android является мощным конкурентом Apple на рынке смартфонов. На рынке планшетных устройств его роль менее заметна, доля всех устройств на базе этой платформы составляет около половины доли единственного iOS-планшета iPad. И это не один минус. Прибыльность смартфонов на базе Android даже не приближается к прибыльности iPhone. Чтобы войти на этот рынок Google осуществила гигантские, многомиллиардные инвестиции в Motorola. Но это все дело будущего. На сегодняшний день Android просто является средством сохранить позиции Google на поисковом рынке в «посткомпьютерную эпоху» и практически не приносит ни выручки, ни прибыли.

Браузеры Chrome вышли на сцену и очень быстро стали теснить Firefox. Но и в этом случае, у Google не получилось создать продукт, способный занять доминирующие позиции. Хотя здесь есть и другая точка зрения: удалось ведь этому браузеру недавно, хоть и ненадолго, стать браузером номер один. В любом случае, компания не предпринимает никаких значительных усилий для того, чтобы сделать Chrome прибыльным продуктом. Возможно Google просто опасается вкладывать слишком много в бесперспективное направление, каким для Microsoft стала поисковая система Bing? Иными словами, Internet Explorer лидирует на рынке браузеров, а Google на поисковом рынке.

Что касается Chromebooks, то идея великолепна. Это комплексное решение позволяет связывать периферийные и внешние устройства (принтеры, MP3-плееры и другие устройства) и применять широкий набор «облачных» приложений. Потенциально это решение могло бы бросить вызов некоторым приложениям для персональных компьютеров и планшетов. Все это замечательно, но Google не спешит инвестировать эту идею и делать ее коммерчески выгодной.

Google хочет быть инновационной компанией, но не желает инвестировать в разработку, поэтому уже успела упустить несколько возможностей, которые предоставляла ей рыночная стихия. Сейчас компания близка к тому, чтобы позволить Facebook потихонечку превзойти ее и сместить с доминирующих позиций. Тем временем Facebook продолжает менять представление пользователей о том, как надо работать в Интернете. Раньше Интернет был своего рода гигантской библиотекой, ключевую роль в которой играли каталоги и поисковые системы. Сейчас пользователи все более склонны рассматривать Интернет, как огромную дискуссионную площадку. Следовательно и ссылки на новые для себя материалы они получают не столько через результаты поисковых запросов, сколько из обсуждений в социальных сетях. Это понимают и рекламодатели. Таким образом под угрозой оказался традиционный источник поступлений поискового гиганта.

Google тоже это понимает, потому и вкладывает миллиарды в Google+, проект весьма рискованный для поискового гиганта. Новая социальная сеть пришла на рынок слишком поздно и не дает никаких значительных преимуществ пользователям. Трудно представить, чем же Google+ собирается в конечном итоге превзойти Facebook. Или даже не превзойти, а просто создать достаточно солидную платформу, способную заинтересовать рекламодателей.

Инвесторы Google не благоденствуют. Компания никогда не выплачивала дивидендов, поскольку осуществляла крупные инвестиции в прошлом и в будущем собирается делать то же самое. Речь идет о вложениях в поисковое направление и мобильные устройства. Сейчас одна акция компании стоит 635 долларов США, что на 15% меньше, чем в 2008 году, когда акции компании были на пике.

Впрочем, за последние 12 месяцев акции Google повысились в цене на 8,5%, но они неустойчивы. Долговременные инвесторы, которые приобрели их перед тем, как они достигли своего максимума, заработали на них всего 7 сложных годовых процентов.

Google напоминает компанию, страдающую от своей прежней формулы успеха и не успевшей приспособиться к изменившейся рыночной ситуации. Хуже всего то, что компания тратит огромные суммы на поддержание своего традиционного бизнеса (рекламы) и ведет битвы с Apple и Facebook, двумя компаниями, которые сегодня находятся впереди в своих сегментах рынка. Google это сражение обходится очень дорого.

15 Взгляд в будущее

Компания Google заявила о намерениях в скором времени существенно обновить свой поисковик. В него будут добавлены факты и прямые ответы на запросы пользователей.

Теперь в поисковой выдаче Google будет показывать не только ссылки на сторонние ресурсы. Выше ссылок теперь появятся прямые ответы на заданный вопрос и факты, связанные с ним.

К примеру, при поиске информации о какой-либо компании пользователям выдадут информацию о ее основателях, а если ввести запрос «Озеро Тахо», то пользователь получит информацию о расположении озера, его глубине, средних температурах.

Разработчики говорят, что новый поиск Google будет понимать смысл конкретного поискового запроса и искать информацию по теме в базах данных Google. В базах содержится информация о миллионах объектов — о людях, местах, вещах. Собирали базы два года.

Эти изменения будут самыми крупными в истории компании и затронут они миллионы сайтов, которые сильно зависят от места в поисковой выдаче Google.

Первые изменения в поисковике Google начнутся уже в ближайшие месяцы, но переход к обновленной поисковой системе может растянуться на несколько лет.

Google ведет активную работу в плане продвижения видео рекламы. Имеется в виду новый вид рекламы, который заменит баннеры и другие объявления в сети интернет. IT-корпорация Google в настоящий момент разрабатывает, так называемую «интерактивную видео рекламу». Именно об этом сказал исполнительный директор Google Шмидт на конференции, которая прошла в городе Сан-Вэлле, который расположен в штате Айдахо.

Будущие интерактивные рекламные видео ролики, со слов Шмидта, будут представлять собой небольшого размера веб-странички, в которых будет показан небольшой видео ролик. Данные ролики будут появляться в зависимости от настройки в любом месте страницы. Пользователь, который откроет данную страницу, может посмотреть данный рекламный ролик и оставить свой комментарий. Данные ролики будут обновляться в режиме реального времени.

Характер роликов будет зависеть, прежде всего, от предпочтений пользователей. Эти интерактивные ролики, по заявлению исполнительного директора Google превзойдут все сетевые форматы и поднимут рекламу в интернете на новую ступень развития.

Последней наиболее интересной разработкой компании является распознавание голоса: со своего iPhone можно получить информацию от Google, не набирая текстовых запросов. Пока эта возможность реализована только на английском языке.

Google также занимается обработкой накопленной в его базах данных информации для исследовательских целей. Например, в проекте Flu Trends с помощью анализа поисковых запросов анализировалось распространение вируса гриппа.

Так же Google обнародовал подробности разработки устройства из класса носимых компьютеров, которое пользователи смогут надевать на себя и носить как очки. Предполагается, что устройство будет обладать всей функциональностью смартфона.

Формально и сейчас многие электронные устройства можно отнести к носимым компьютерам, однако будущее, как полагают многие эксперты, за гаджетами, которые будут крепиться непосредственно к телу человека. Концепт с рабочим названием Project Glass, согласно задумке разработчиков из секретной лаборатории Google X, представляет собой устройство, похожее на оправу для очков. На странице Project Glass в Google+ опубликован видеоролик, рассказывающий о потенциальных возможностях и дизайне такого гаджета, который подразумевает наличие видеокамеры и небольшого фрагмента стекла над правым глазом.

Предполагается, что устройство будет обладать всей функциональностью смартфона — то есть с его помощью можно будет совершать обычные и видеозвонки, отправлять сообщения, оставлять геолокационные чек-ины и публикации в соцсетях, делать заметки, снимать фотографии и видео, использовать картографические сервисы, слушать музыку и так далее. Для управления очками можно будет использовать движения головы или голосовые команды. В устройство будет встроена камера, которая пригодится в системах дополненной реальности: на дисплее может отображаться информация с привязкой к реальному местоположению пользователя. Такое устройство сможет выходить в интернет самостоятельно, без применения смартфона.

Заключение

Google — легендарная компания эпохи становления Интернета. Еще недавно Google была единственным достойным примером для подражания. Поскольку компания была абсолютным лидером среди поисковых систем, это автоматически вело ее к доминированию в Интернете.

В итоге, несмотря на инновации и широко известные (и всегда хорошие) продукты, невзирая даже на то, что все пользователи знают Google, поисковый гигант получает выручку практически из одного источника (от рекламы в результатах поисковых запросов) и тем самым существенно отличается от большинства технологических компаний.

95% выручки компании поступает от рекламы, преимущественно в поисковых запросах. Эта модель подвергается атакам с разных сторон и вызывает у аналитиков и инвесторов некоторый скептицизм. Google была великой компанией, но принятое ею в 2008 году решение сосредоточиться только на одном ключевом направлении бизнеса сделало компанию весьма уязвимой и подверженной разного рода неприятным сюрпризам, которые время от времени преподносит рыночная стихия. Это не очень хорошо для компании, работающей на столь динамичном рынке, как технологический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: