Жениху, тя поющия сохрани»

(Канон св. вмц. Екатерине)

еревянный храм с одной главой и шатровой колокольней был возведен в 1877 году на Неглинском кладбище города Петрозаводска и освящен 8/21 января 1878 года во имя святой великомученицы Екатерины.

История возведения храма св. вмц. Екатерины дает понять отношение общества 19 века к могилам предков как к святыне. И одновременно – к осознанию важности царской власти.

В России святая Екатерина почиталась не только как покровительница невест и женихов, но и как покровительница Российского Императорского Дома Романовых. Все царские дочери – Великие Княжны – сразу после рождения при крещении получали в награду орден св. вмц. Екатерины. Им же награждались при совершеннолетии (20 лет) княжны императорской крови, имеющие титул «Высочество», а имеющие титул «Светлость» – награждались «по изволению Императорского Величества». На прекрасных портретах, созданных художниками и фотографами во времена царствования императора Николая II, можно видеть Императрицу Александру и Великих Княжен – царевен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию в парадных платьях с прикрепленными через плечо орденскими лентами св. вмц. Екатерины.

Ныне, умученные в 1918 году, Царь Николай Второй с Семьей прославлены в лике святых царственных страстотерпцев Русской Православной Церкви (в 2000 году).

редложение возвести православный храм на окраине города на Неглинском кладбище, давно известном как старообрядческое кладбище, но где погребали и православных, выдвинул городской Голова Николай Пикин в первых числах марта 1877 года на заседании Городской Думы. Оно «было полностью поддержано всеми присутствующими».

огда-то на берегах р. Неглинки росла еловая роща. Здесь проходила граница города Петрозаводска. В 1786 здесь было отведено место для старообрядческого кладбища. Под кладбище был занят большой участок. К середине XIX века Среднее кладбище на правом берегу р. Неглинки было закрыто. В 1852 году там предполагалось возведение церкви в честь иконы Божией Матери «Троеручица», но грунт оказался неподходящим для постройки храма – песчаным.

Место для православного кладбища на левом берегу реки Неглинки было отведено в 1849 году. В 1855 году здесь стояла ветхая часовня.

(В 1873 году неподалеку появились уже лютеранское и еврейское кладбища).

В 1855 году ветхую часовню на Неглинском кладбище было решено возобновить. Сделан архитектурный рисунок. В 1856 году по проекту, утвержденному губернским Строительным отделом, была построена новая деревянная часовня.

О времени постройки ветхой часовни можно сделать предположение, что оно относится к 1795 году – тогда был составлен документ на имя Епископа Вениамина Архангельского и Олонецкого от жителей Петрозаводского Градского общества: «…Изъявили желание построить в городе вместо ветхой деревянной теплой церкви Святого Духа каменную церковь о трех престолах – первый во имя Сошествия Святого Духа, второй – Рождества Иисуса Христа и третий – Святыя Великомученицы Екатерины, и над входом оной колокольню. Из нынешней же деревянной теплой церкви позволить построить /…/ кладбище по здешнюю сторону реки Неглинки, на правой руке почтовой дороги от Петрозаводска».

лагословение на возведение на левом берегу Неглинки, недалеко от часовни, церкви св. вмц. Екатерины дал Епископ Ионафан (Руднев) уже в сане Епископа Ярославского. Внезапно разыгравшаяся сильная метель задержала его отъезд из Петрозаводска в Ярославль, куда он был назначен в феврале 1877 года. 13 марта (ст.ст) Владыка Ионафан отслужил свою последнюю Литургию в Кафедральном Соборе. Верующие провожали его со слезами.

10 мая (ст. ст.) 1877 года в Олонецкую (ныне Карельскую) Епархию прибыл новый Владыка – Палладий (Пьянков), прежде он был викарием Вятской Епархии – Епископ Сарапульский, (сын протоиерея Пермской Губернии, обучался в Московской Духовной Академии в 1836-40 гг).

15 мая (ст.ст.) в праздник Святой Троицы и 16 мая (ст.ст.) в праздник Святого Духа 1877 года «при многом собрании народа» Владыка Палладий Олонецкий и Петрозаводский отслужил Литургию в Святодуховском летнем Кафедральном Соборе. А 22 мая (ст.ст.) в воскресенье, в день Всех Святых и накануне церковного поста Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, «с собором духовенства с преднесением иконы св. вмц. Екатерины» крестный ход из Собора отправился на Неглинское кладбище. День был прохладный, слегка моросил дождь. На помосте возводимого деревянного храма был совершен водосвятный молебен. «Архипастырь, обойдя вокруг фундамента, освятил его основание и место для святого Престола, куда вделана чугунная доска с надписью: «Храм сей во имя св. Вмц. Екатерины начат с благословения Преосвященного Ионафана, а заложен 22 мая 1877 года Преосвященным Палладием в царствование Государя Императора Александра II, в память столетия переименования Императрицей Екатериной II Петровской Слободы в город».

а возведение Екатерининского храма вносили свои пожертвования благотворители. Благодаря городскому Голове Петрозаводска Николаю Федоровичу Пикину (ум. в 1890 г.), для строительства храма был «отпущен лес». Крупный вклад сделал Санкт-Петербургский купец Илья Федулович Громов (1830-1882 гг) – владелец Соломенского лесопильного завода «Громов и К0» на Логмозере в Заозерском мирском обществе; по просьбе Н. Пикина на заводе были изготовлены доски высокого качества (подарены церкви), а из Петербурга дополнительно, по желанию купца, присланы в дар Екатерининскому храму дорогие церковные облачения, ризы, утварь и иконы. Жену И.Ф. Громова звали Екатериной, она рано умерла в Петербурге, (в 1862 году), детей у них не было. Затем И.Ф. Громов снова был женат, супругу его звали Анной. Умер купец Илья Федулович Громов в сентябре 1882 года, погребен на кладбище Новодевичьего монастыря в С.-Петербурге; оставил духовное завещание на вечное поминовение в две церкви сельского Соломенского Заозерского прихода, на Святую гору Афон, во многие храмы и монастыри России, и в том числе в Кафедральный Собор г. Петрозаводска, к которому была приписана кладбищенская церковь св. вмц. Екатерины. В 1929 году церковь во имя святого Пророка Илии на его могиле, (построенная по проекту архитектора Л. Бенуа в стиле московских храмов XVI века), была снесена, ныне пустырь.

Большое пожертвование внес петрозаводский купец Егор Софушкин. Известно, что дочь его – Александра – умерла в 1874 году в молодом возрасте, и он дал Богу обет отдать на церковь деньги на ее приданое, в 1877 году отдал на строящуюся Екатерининскую церковь. По преданию, Егор Софушкин сначала замедлил исполнить обещание, и его постигла скорбь, после чего он раскаялся и выполнил обет Богу. В храме св. вмц. Екатерины, слева в иконостасе, была икона св.мц. Александры.

Пожертвования сделали чиновники, крестьяне, был организован сбор на храм среди рабочих.

ноябре 1877 года церковь была «окончена в постройке». «Церковь Св. вмц. Екатерины на Неглинском кладбище: Деревянная, теплая, в один придел, безприходная (приписана к Кафедральному Собору)», «на 150 человек». По предложению Н.Ф. Пикина освящение храма хотели приурочить к дате празднования в России в декабре 1877 года 100-летнего юбилея со дня рождения Императора Александра I, но «к сожалению, нынешняя продолжительная осень и бездорожье замедлили доставку святых икон из С.-Петербурга» (сообщала газета «Олонецкие Губернские Ведомости»), и храм тогда не освятили.

ерковь св. вмц. Екатерины была торжественно освящена 8/21 января 1878 года, в воскресенье, в день попразднества Крещения Господня. Накануне, в субботу вечером, Всенощное бдение совершил настоятель Кафедрального Собора протоиерей Илья Лебедев в сослужении Ректора Олонецкой Духовной Семинарии г. Петрозаводска протоиерея Петра Щеглова, Ключаря Кафедрального Собора иерея И. Модестова и Законоучителя городского училища иерея М. Рыборецкого. При большом количестве народа, в 8.30. утра, состоялись чин освящения храма и Божественная Литургия, которые совершил Епископ Палладий с соборным духовенством.

В алтаре храма св. вмц. Екатерины «под Престолом в кресте были положены святые мощи. Престол утвержден неподвижно». На Престоле, покрытом «белым полотном и темно-синей одеждой» положен святой антиминс. Надпись на Антиминсе: «Священнодействован 30 октября 1877 года Преосвященным Палладием Епископом Олонецким и Петрозаводским».

После Литургии состоялся «молебен в честь храмового праздника с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Епископу Палладию, благотворителям и споспешникам устроения нового храма». «Протоиерей Илья Лебедев произнес назидательное слово о важном значении сооружения нового кладбищенского храма. Собрание народа было многолюдное». Городской Голова купец Николай Федорович Пикин, «принимавший живейшее участие в храмоздании», пригласил Владыку Палладия, духовенство, гласных городской Думы на Завтрак.

окумент Екатерининской церкви (1877-1908 гг.) в эпоху царствования царя Александра III, а затем царя-мученика Николая II – «Главная церковная и ризничая опись»:

«Церковь деревянная, на каменном фундаменте, имеет длины 8 сажен, ширины 4 сажен, высотой до крыши 3 саж. 1 аршин. Колокольня над нею высотою до 6 сажен, а высота купола 5 сажен 1 аршин. На колокольне 5 колоколов: большой – 10 пудов, 2-й – 3 пуда 16 фунтов, 3-й – 2 пуда 15 фунтов, 4-й – 37 фунтов, 5-й – 20 фунтов. Алтарь имеет форму восьмиугольника, с южной и северной стороны небольшие выступы, храм представляет изображение Креста. Освящается 10 окнами (в примечании 12 окнами): 2 в алтаре, 2 в церкви, 2 в притворе. Все защищены железными решетками. Крест в куполе деревянный, восьмиконечный, обит железом. Над алтарем небольшой купол, в главе которого утвержден деревянный осьмиконечный крест, обшит белым железом. Крыша железная, покрыта зеленою масленою краской.

При входе в храм, с западной стороны, устроена площадка с северной и южной сторон с 7 ступенями. Решетка, балясины окрашены белой краской. В паперть ведут двойные створчатые двери: одни стеклянные, другие филенчатые, окрашены желтой краской. Внутри притвор, одна дверь в церковь, и на колокольню по левую сторону; дверь в настоящей церкви, в коей с правой стороны к южной стене дверь филенчатая ведет в ризницу. Пол двойной везде, окрашен желтой краской. Потолок оштукатурен и выбелен. Стены храма обиты бумажными обоями. (Примечание: вычеркнуто и написано: «оштукатурены и окрашены»). Есть две печи: на правой и южной стороне от западных дверей.

Алтарь приподнят на ступень. Два клироса столярной работы, обнесены балюстрадой: 1). Против южных дверей иконостаса. 2). Против северных дверей. При клиросах устроены два налойчика с полками для книг, окрашены белой краской.

Святой алтарь.

Святой Престол соснового дерева, вышиной 1 аршин 6 вершков, шириной 1 аршин 6 вершков, столярной работы. Верхняя доска на нем кипарисовая. Срачица из белого полотна. Одежда на Престол из голубой шелковой затканной серебром материи с разных видов цветами и белым крестом, с подложенным белым коленкором. (Примечание: Громовская).

Жертвенник соснового дерева, в виде треугольника, срачица белого полотна. Одежда темно-синяя. Вышиной 1 аршин 4 вершка». «В Алтаре на Горнем месте образ Господа Саваофа». «У жертвенника икона Тихвинской Божией Матери» (риза драгоценная). «По левую сторону икона Тихвинской Божией Матери в аплековой ризе с позолоченным венцом, в киоте. На правой стороне икона Тихфинская, риза унизана бисером. Запрестольный выносной Крест в окладе накладного серебра, ризы на иконах и венчики и сияние позолочено. На одной стороне (в Кресте) Распятие Христа Спасителя, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, на другой – Воскресение Христово и 4 Евангелиста. Крест сей поставлен в деревянной белой тумбочке, по углам позолочен».

Иконы на северной стороне – в резном киоте. Иконы над Царскими вратами.

«Предалтарный иконостас.

Иконостас о двух ярусах, окрашен белой краской, в нем в колоннаде лепки, капители и бовы и тяга вызолочены, в них 6 образов: Божией Матери, Арх. Гавриила и четырех Евангелистов. В середине сияние вызолочено, над ним вверху Образ Тайной Вечери. По правую сторону Царских Врат икона Господа Вседержителя в серебряной ризе, на южных дверях икона Архистратига Михаила. Храмовая икона Св. вмц. Екатерины (в драгоценной ризе). Икона Св. благоверного Князя Александра Невского. По левую сторону Царских Врат икона Божией Матери в серебряной ризе. На северных вратах – Арх. Гавриил. Образ Свт. Николая Чудотворца в серебряной ризе. Образ св. мц. Александры». Все иконы – «живописные, мерой 1 аршин 10 вершков».

Второй ярус: иконы Праздников, Воскресение Христово, Покрова Божией Матери, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, св. Георгия Победоносца.

«За правым клиросом икона Спасителя в ризе с позолоченным венцом, в вызолоченной раме под стеклом. На южной стороне: в раме 6 икон Святцев, икона Воскресения Христова в киоте. Икона Воскресения Христова, средина с позолоченным венцом в киоте красного дерева. Икона Трех Святителей. За левым клиросом икона Тихфинской Божией Матери в серебряной ризе с вызолоченным венцом, на конце три звездицы, вызолоченные разными простыми камешками, по полям лики святых Ангелов и Алексия человека Божия. Подле сей иконы: 6 месяцев Святцев. На северной стороне икона Тихфинской Божией Матери, в ризе с золотым венцом.

Над Западными вратами Образ Господа Вседержителя в позолоченной ризе».

«Икона налойная Св. Вмц. Екатерины, поля позолоченные с чеканкой».

«Паникадило: бронзовое позолоченное с короной с цепями. Лампады: на Горнем месте перед иконой Тайной Вечерею. Подсвечники: накладного серебра, в коих ручки витые, 18 рожков для свечей; выносные с тремя рожками серебряные; 2 трехсвечника напрестольные накладного серебра. Аналогии три из дерева».

«Евангелие в лист, позолоченная из серебра верхняя доска с изображениями, обложено малиновым бархатом». Евангелие 1/8 долю листа, такое же. (Примечание: пожертвованы И. Громовым).

«Крест напрестольный позолоченный, чеканной работы, крест для молебствия серебряный позолоченный. (Пожертвованы И. Громовым)». «Священнослужебные сосуды (пожертвованы И. Громовым): Потир серебряный вызолоченный с иконами, серебряный позолоченный дискос, звездицы, лжица, ковшичек, копие, ковчег в виде колокольни серебряный вызолоченный с сиянием, по сторонам ангелы, держащие рипиды, изображение вверху сияния Воскресения Спасителя, на подножке иконы Страданий Господни. Внутри выдвижная гробница с изображением на ней Креста, для хранения Святых Даров, внизу особый ящик для хранения Св. Агнца, заготовляемых для Преждеосвященной Литургии. На ковчежце подножие из простого дерева. Дароносица для приобщения больного с маленькими внутри принадлежностями, посеребренная».

Облачения на Престол и Жертвенник, покровы на Престол, воздухи, покровцы – пожертвованы И. Ф. Громовым, «цвета голубого шелкового с серебром, цвета черного английского Манчестера с белым крестом».

«Плащаница – образ Спасителя, писан в рост, живопись на полотне, по краям слова, херувимы и гирлянда набивная из золота по малиновому бархату, обшита золотой бахромой и подложена шелковой малиновой материею, длина 1 ¾ аршин, ширина ¾ аршин (Громовская). Одежда для столика на Плащаницу из белого глазета, обшиты желтым мишурным позументом, с крестом».

Священнические ризы, епитрахили, поручи, набедренники, стихари и орари дьяконские – все пожертвованы И. Ф. Громовым: цвета голубого с серебром, и траурного черного английского Манчестера. Такие же пелены на аналогии и на столики. «Покровы, возлагаемые на усопших – синей парчицы, на средине крест осьмиконечный зеленого часа, на концах четыре креста».

В 1895 году сделаны пожертвования на храм: Крест, паникадило. Облачения, Евангелие – от купцов Петрозаводска Н. и Я. Румянцевых, церковного старосты Моисея Поспелова, чиновника М. Владимировского и других.

1890-1900 гг. вокруг Екатерининского храма и кладбища была возведена ограда с каменными воротами. К ознаменованию даты 100-летия со дня смерти Императрицы Екатерины II-й, небольшая улица, ведущая к церкви через р. Неглинку получила название Екатерининской.

На Неглинском кладбище погребались как люди из духовенства, из известных в Губернии и в городе фамилий купцов, чиновников, так и простых званий.

В 1910-х гг. Владыка Никанор (Надежин) совершил в храме отпевание утонувшего в Онежском озере ученика Духовного училища из бедной семьи, который был одним из «исполатчиков» Епископа. Свою речь Владыка начал словами: «Голубок ты мой…». Ученик был погребен на Неглинском кладбище. Был похоронен при Екатерининской церкви на Неглинском кладбище настоятель Кафедрального Собора протоиерей Адриан Благовещенский, (родом из карельской д. Самбатуксы), умер в 1913 году. Недалеко от часовни, с северо-восточной стороны от церкви, есть плиты с надписями фамилий Пикиных. Там же была могила Переверзнева (19 в.) – служившего много лет в Епархиальной Канцелярии.

К юго-западу, рядом с церковью – памятник с надписью о Надворном советнике Михаиле Константиновиче Россинском. Он служил в Строительном отделе Губернии, почил в возрасте 72-х лет; его рукой были подписаны некоторые архитектурные чертежи храмов Карелии (ныне представлены в экспозиции Музея Изобразительных Искусств в г. Петрозаводске).

На кладбище, с южной стороны от церкви, находятся могильные плиты, кресты и памятники 19-нач.20 вв, фамилий Беляевых, Протасьевых, Румянцевых, Пармаковых и других.

1878-1910 гг. Екатерининская церковь являлось приписной к Кафедральному собору. Служили священники Кафедрального Собора, которые часто назначались затем в другие приходы Епархии.

8/21 января 1882 года, спустя 4 года со дня освящения им храма св. вмц. Екатерины, приписного к Кафедральному Собору, в 4 часа утра умер Епископ Палладий. В Епархию 24 февраля (ст.ст.) 1882 года прибыл Епископ Павел Олонецкий и Петрозаводский, бывший прежде Епископом Псковским.

В Петрозаводске, в Кафедральном Соборе, Владыка Павел однажды сослужил Литургию с известным всей православной России отцом Иоанном Кронштадтским, посетившим Олонецкую Епархию.

В 1908 году в алтаре храма св. вмц. Екатерины старый антиминс на Престоле был заменен на новый: «Священнодействован Епископом Мисаилом Олонецким и Петрозаводским 8 июля 1908 года». (Дата по старому стилю). Это был праздник Казанской Божией Матери – 8/21 июля.

С 1910 года службы в храме стали совершаться ежедневно.

В начале XX века при Екатерининской церкви появился причтовый дом, дом для сторожа, а затем Воскресная школа.

олько уговорами церковных старост Екатерининского храма – Моисея Поспелова, затем Федора Нестерова – в 1910 году Епископ Никанор Олонецкий и Петрозаводский согласился учредить самостоятельный церковный приход Екатерининского храма.

В 1913 году молящихся в храме собиралось уже много.

В 1913-1915 гг. было подано прошение в Св. Синод «о постройке большого каменного храма на Неглинском кладбище вместо деревянного», стал разрабатываться проект «о изменении планировки улицы», был «завезен булыжник для фундамента храма». Но это намерение не осуществилось.

Екатерининский храм в то время редко посещался Епископом, возможно, один раз в год. Поэтому, когда летом, в июне 1913 года, служил Епископ Никанор Олонецкий и Петрозаводский (скончался в 1916 г.) и пел архиерейский хор, это стало событием, которое вызвало удивление и вопросы: «Какой сегодня праздник в Екатерининской церкви?», была напечатана заметка в газете «Олонецкие Губернские Ведомости».

арт 1917 года стал началом испытаний для России. Пришла в Олонецкую губернию весть об отречении от Престола царя Николая Второго. Царь сделал этот шаг под давлением общества, имея в виду благо России.В 1918 году царь-мученик Николай II с супругой царицей Александрой, детьми: цесаревичем Алексием, царевнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией были безвинно убиты, такое злодеяние содеяли уральские большевики. В 1918 году в Казанском Соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Тихон заявил во всеуслышание грех народа, невозбранившего убиение своего Царя-Помазанника Божия, стал тяготеть над Россией.

1917-1922 годах в церкви св. вмц. Екатерины Богослужения вели священники о. Иоанн Павлов, о. Владимир Крючков и дьякон Николай Попов. Настоятеля Екатерининской церкви протоиерея Иоанна Павлова прихожане считали достойным батюшкой и ходатайствовали в Епархию о награждении его золотым наперсным крестом.

В январе 1920 года в Екатерининской церкви состоялось венчание. В это время года – Святки – по Уставу церковному совершать венчание не полагалось, поэтому Епископу Евфимию Петрозаводскому и Олонецкому было подано прошение с подписью начальника Онежской флотилии с просьбой обвенчать молодого красноармейца-моряка с невестой, перед возможной его скорой отправкой на фронт.

В 1920-е годы появилась потребность служения Литургии два раза в день, протоиерей Иоанн Павлов внес предложение «об устройстве подземной церкви для богослужения», но в этом было отказано, такой придел построен не был.

В начале 1920-х годов по призыву старосты церкви и причта проводились «субботники» по благоустройству Неглинского кладбища, сюда привозили умерших чаще из городской больницы, но их не успевали хоронить – гробы оставлялись прямо на земле, могилы копались недостаточно глубоко, не хватало работников.

С конца 20 века на Неглинском кладбище захоронения не производятся.

1923-1930 гг. настоятель храма Иоанн Павлов, священник Владимир Крючков и дьякон Николай Попов (впоследствии священник Сулажгорской церкви) примкнули к обновленческому движению «Живая Церковь», священство которого вышло из подчинения Св. Патриарху Тихону. В этом была их крупнейшая духовная ошибка.

При приехавшем в Епархию обновленце-епископе А. Надеждине протоиерей Иоанн Павлов одновременно стал не православным обновленческим «Петрозаводским Уездным Благочинным». В 1924 г. он писал: «Есть краткие списки…По Петрозаводскому Уезду причты… подчиняются Епископу и Епархиальному Управлению». В 1923-24 гг. священник Петрозаводского Кафедрального собора Гавриил Громов отправился за разъяснениями к Епископу Кронштадтскому Венедикту (Плотникову) и привез указание для духовенства – не подчиняться обновленцу-епископу А. Надеждину и Епархиальному Управлению.

В 1925 году прот. И. Павлов докладывал: «…Уклонились в Тихоновщину такие общины как Петрозаводский Кафедральный Собор, Александро-Невская церковь, в Уездах приходы: Соломенский (прим: он же Заозерский крестьянский приход – Д.Е.), Кондопожский, Пудожский…» (и другие). Епископ Венедикт (Плотников) Кронштадтский назначен был Патриархом Тихоном. В обновленческой газете «Церковный вестник» обновленцы, собираясь на свой съезд, требовали от Епископа Венедикта «не вмешиваться в дела Епархии», «передовые пастыри церкви возмущены». В 1925 году обновленец-настоятель Екатерининской церкви И. Павлов, выступая, подчеркнул «необходимость созыва Обще-Вселенского Христианского Собора восточной и западной церквей», мотивировав свое мнение «необходимостью объединения всех живых сил». «Живоцерковники» – так именовали себя обновленцы.

Епископ Венедикт по решению Советской власти был репрессирован.

В 1928 году 1-3 октября состоялся съезд обновленцев в г. Петрозаводске, председательствовал обновленец, уже митрополит Карельский, А. Надеждин, выступали обновленцы-настоятели храмов: И. Павлов (Екатерининская церковь), П.Дмитриев (Зарецкая кладбищенская церковь), сельский благочинный М. Урбанов (Шуйский приход – в его выступлении прозвучали слова: «Неблагоприятно влияет на Шуян соседний Соломенский приход, где священник Вифлеемский старательно ведет линию тихоновщины». Также: «Вехручейский и Шокшинский приходы увлеклись влиянием тихоновского агитатора священника Охотина».

Движение обновленцев угасло к 1940 году. Им не удалось произвести самочинные изменения в Православии.

первые месяцы 1930 года (в феврале) Советские власти города отобрали Петрозаводский Кафедральный Собор и сделали в нем столовую, а затем разрушили. Ныне на том месте – Музыкальный Русский театр. Прихожане подали прошение в Горсовет, чтобы Епископу-тихоновцу был предоставлен для Богослужений кладбищенский храм св. вмц. Екатерины на Неглинке. Получено разрешение.

В 1930-37 гг. церковь во имя св. вмц. Екатерины вновь была с православными верующими. Она стала Кафедральным храмом всей Епархии – здесь расположилась Кафедра Епископа. А обновленцы из Екатерининского храма перешли в другой. Бывший настоятель священник-обновленец Иоанн Павлов был арестован и расстрелян в 1937 г.; реабилитирован 7 декабря (н.ст.) в серед. XX в.

В 1930 году в церкви св. вмц. Екатерины служил Епископ Артемий (Ильинский). В 1934 году в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июля) Епископ Федор (Яковцевский) Олонецкий и Петрозаводский был возведен в сан Архиепископа.

Епископ Палладий (Шерстенников) служил в Кафедральной Екатерининской церкви в 1937 году, возраст – 40 лет. В декабре 1937 года перемещен в другую Епархию.

Настоятель– протоиерей Николай Надежин – в 1937 году «исполнял обязанности епископа», арестован с духовенством Екатерининской церкви летом 1937 года с предъявлением обвинения в контрреволюционной деятельности. Находился в тюрьме. Был расстрелян 4 ноября 1937 года с протоиереем Николаем Богословским и протодьяконом Павлом Молчановым; их могила неизвестна.

Протоиерей Николай Богословский ныне прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских Православной Церкви - в 2004 году. Его годы служения в храме св. вмц. Екатерины: 1930-1937 гг. Родился в 1875 году, 3 мая (ст.ст.) в с. Паяницы Петрозаводского Уезда, сын священника. Окончил Казанскую Духовную Семинарию, рукоположен во священника. В 1918-21 гг. учился в Казанской Духовной Академии. С 1925 г. – сверхштатный священник Кафедрального Собора Святого Духа в г. Петрозаводске. С 1929 года, 30 октября, штатный священник того же Собора. В 1930-1937 гг. – священник Кафедральной церкви св. вмц. Екатерины. В 1937 году арестован со священниками храма и многочисленными верующими, с 31 августа заключен в тюрьму. На допросах заявил: «Участником контрреволюционной организации я не являюсь, и о существовании такой организации мне ничего не известно». 2 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Расстрелян с прот. Николаем Надежиным и протодиаконом Павлом Молчановым 4 ноября 1937 года, погребен в общей могиле, местонахождение которой точно не известно – в Сулажгоре или в Песках.

Иеромонах Мефодий (Любицкий) – служил в 1937 году, 9 декабря 1937 года по обвинению «за систематическую контрреволюционную деятельность» арестован. Смертный приговор объявлен в тюрьме 31 декабря 1937 года. Был расстрелян 11 января 1938 года. Могила его неизвестна.

Протодьякон Павел Молчанов – служил в 1937 г. Сын псаломщика, род. в Подпорожском р-не Лодейнопольского Уезда Олонецкой Губернии (ныне Ленинградская обл), обучался в Олонецкой Духовной Семинарии. Псаломщик в с. Лахта в храме свв. Апп. Петра и Павла, затем перемещен в Ялгубский приход Петрозаводского Уезда к церкви Свт. Николая; женился на дочери церковного старосты Василия Исакова Ялгубского прихода – Марии. Рукоположен в сан дьякона. Настоятелем Ялгубского прихода в то время являлся священник Георгий Гумилев (позднее служил в Петрозаводском Кафедральном Соборе, репрессирован в 1923 году, реабилитирован). В 1915-1918 гг, возможно и ранее, дьякон Павел Молчанов служил в Александро-Невской церкви в Петрозаводске, был письмоводителем Духовного Училища. Затем служил в Кафедральной церкви св. вмц. Екатерины, где арестован в 1937 году 3 октября. После допросов был расстрелян со священниками храма 4 ноября 1937 года. (Его дочери Елене тогда было лет 17). Могила его неизвестна.

Все остальные храмы в Петрозаводске в то время находились у обновленцев или были разрушены. Ближайшим к г. Петрозаводску православным священником, жившим в Прионежском районе Заозерского сельсовета в Соломенном и приезжавшим в Екатерининскую церковь, был прот. Иоанн Вифлеемский. Скончался 3 июня 1939 года. Две сельские церкви его прихода были закрыты в 1930 г. и 1936 г.

После расстрела священников храм св. вмц. Екатерины остался недействующим. Прихожане собирались и молились, и чтобы не был закрыт храм. выплачивали налог на храм.

3 июня 1941 года особым решением городских властей Екатерининская церковь была закрыта.

ачалась Великая Отечественная война (1941-1945 гг). Город Петрозаводск и часть Карелии оккупировали финские фашистские оккупанты маршала Маннергейма, создавшего концлагеря. Финны открыли Екатерининскую церковь и служили по своему обряду - неправославному.

1944 году наша советская армия под командованием маршала Мерецкова освободила Карелию и г. Петрозаводск. Война закончилась в 1945 году долгожданной победой!

ерковь св. вмц. Екатерины в июле 1945 года стала действующей. Сохранился документ тех лет: «Председателю Петрозаводского Горсовета Карело-Финской ССР от верующих Православной Христианской Церкви, проживающих в г. Петрозаводске.

Заявление. Мы, нижеподписавшиеся, проживающие в г. Петрозаводске, просим вас разрешить открыть для богослужения Екатерининскую церковь на Неглинском кладбище, нами временно приглашен священник Сергей Петрович Охотин, который дал согласие принять Богослужение в Екатерининской церкви, от сана церковного культа неотречен, раньше служил Благочинным от занимаемого им района от Вознесенья до Петрозаводска. В чем просим не отказать нашей просьбы. В чем и расписываемся всеручно: Ситкина Агафья, Попова Анна Ивановна, Лазарев А., Лазарева Анна, …./перечислены 45 человек/. 28 /VII. 1945 г.».

В ответ на «Заявление» Исполком г. Петрозаводска дал согласие об открытии церкви, заключен «Договор» с Екатериной Федоровной Королевой. Имущество передано церкви 5 июля 1945 года.

Документы послевоенного времени рассказывают:

«1945 год. Протокол 1 заседания церковного совета «Екатерининская община» г. Петрозаводска. Постановили: Председатель церковного старосты – Малышева Евдокия Григорьевна. Староста – Фролов Яков Семенович. Кассир – Ситкин Нил Яковлевич. Члены Ревизионной Комиссии: Никушкова А. В., Суханова Т. И., Николаева М.М.».

«28/VII. 1945 г. Выборы церковного старосты. Общее собрание «Двадцатки» Екатерининской церкви. Выбран тов. Фролов Яков Семенович».

«Церковный совет Екатерининской церкви на 1/1 1946 г.:

Охотин Сергей Петрович–58 лет. Должность–Председатель. Фролов Яков Семенович – церковный староста, 67 лет. Малышева Е.Г. – пом/старосты – 65 лет, бывшая монахиня. Ситкин Н.Я. – казначей, 64 года».

ривезен в храм подошедший по размеру иконостас из деревянной церкви св. апостола Фомы села Вехручей Прионежского р-на Карелии. Впоследствии, летом 2000 года, недействующий храм св. ап. Фомы сгорел. В иконостасе вместо иконы св. вмц. Екатерины был поставлен образ св. ап. Фомы.

/Исторические документы о сельской церкви св. апостола Фомы: «Построена в 1861 году тщанием прихожан и благотворителей вместо часовни на кладбище при д. Вехручей». Ранее, в 1850-х гг., отмечалось: «В сем приходе Брусенском Николаевском часовня св. ап. Фомы, деревянная, построена неизвестно когда близ д. Вехручья. При оной находится приходское кладбище. Священник Михаил Архангельский».

«1879 год. Приписная церковь св.ап. Фомы находится в 6 верстах от церкви Свт. Николая Брусенской Пустыни. Здание церкви св. ап. Фомы/…/Утварью снабжена достаточно. В 1885 году около церкви и кладбища построена деревянная ограда. Богослужения совершаются в Воскресные и Праздничные дни. В приходе Брусинской Николаевской церкви находятся часовни: 1). Во имя Модеста Патриарха Иерусалимского, в 5 верстах в д. Росстани. 2). Во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 6 верстах при деревне Огеришто, построенная в 1853 году по обету прихожан вследствие холеры. Свящ. Иоанн Малиновский»/.

1950 году составлена церковная «Опись имущества» Екатерининского храма:

«Престол деревянный – один. Одежда на Престол парчевая –1.Покров парчевый –1. Крест медный –1. Кресты серебряные –2. Кресты запрестольные деревянные –2». Перечислены иконы: образ Спасителя (киот позолочен), Николая Чудотворца в киоте, Иконостас Николай Чудотворец (большой размер, деревянный), икона «Моление о Чаше» (позолочен киот), Николай Чудотворец – в киоте, Знамение Божией Матери в киотах –2, иконостас Параскевы Пятницы деревянный, иконостас Спасителя, иконостас св. Димитрия, иконостас Александра Свирского, иконостас св. Власия. А также: «Иконостас малых размеров над Царскими вратами – 8». Иконы: «Всех Скорбящих Радости – 2, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Сретения Господня, 12 двунадесятых праздников, Троеручицы, Свт. Николая, Вмц. Варвары, Неру-котворный образ (в киотах), Тихвинской Богородицы – 2, Рождества Богоматери – 1, Иверской – 1, Пророка Илии – 1, Распятие–1». «Плащаница–2». Епитрахили. Стихари детские. Священные облачения: «белое, красное, черное – по 1. Дьяконских стихарей – 6. Подризников подержанных – 2». «Хоругвей – 2. Воздух – 2. Священных облачений парчевых желтых – 2 комплекта».

«Копье серебряное. Чаша серебряная. Дароносица серебряная. Кадило серебряное».

Псалтирь и другие книги.

«Колоколов медных разных – 6».

Уполномоченный по делам Православной Церкви при Совете министров Карело-Финской ССР* (прим: название Карелии тех лет) Клишко записал: «16 июня 1950 г. Принес (Благочинный свящ. П. Серегин) ходатайство священников Екатерининской и Соломенской церквей о передачи в их храмы культового имущества из часовни в селе Ялгуба. 19 июня 1950 г. Отказал в передаче в Екатерининскую церковь имущества часовни Ялгубы».

а «20 марта 1950 года в Карело-Финской ССР насчитывается 9 действующих церквей, в них 15 служителей культа».

Настоятель храма св. вмц. Екатерины – священник Охотин Сергей Петрович – годы служения: 1945-1948 гг. Родился в 1887 г. «Раньше (в 1920-х гг.) служил Благочинным от занимаемого им района от Вознесенья до Петрозаводска (тихоновец)». «Ранее место работы – слюдяная фабрика г. Петрозаводска». «В 1945 г. – священник, церковного сана неотречен».

Настоятель священник Плотников Лев Апполонович – годы служения: 1945 – 1949 гг. – священник, 1949 г.-1954 г. – настоятель. Родился в 1883 году, имеет среднее образование, окончил Олонецкую Духовную Семинарию. С 1906 г.- священник, в 1920-х годах («тихоновец») служил в с. Лижма Кондопожского р-на. С 1929 года по 1945 год – место работы – артель Пищепрома г. Петрозаводск, рабочий Кареллеса, счетовод депо Петрозаводск, счетовод и кладовщик артели кустаромметал. С 1945 года – священник Екатерининской церкви». Протодьякон Александр Васильевич Хотеновский. Годы служения: 1946 г. - апрель 1950 г. Сын священника, родился в 1890 г. Образование нисшее. С 1908 по 1918 гг – псаломщик и дьякон. С 1918 по 1945 гг. – зав.общ. отд. Повенец упрофбюро, бракер и зав. Биржей Повенецкого лесозавода, команд. Павенецкого Судоремонтного з-да, место работы ОМРР. С 1945 г. – дьякон. Был осужден на 3 года». «Протодиакон Александр Хотеновский выбыл в апреле 1950 года в Архангельскую Епархию».

Священник Дмитрий Шитиков. Назначен 20 декабря 1949 года, зарегистрирован 13 февраля 1950 года. Родился в 1893 году, окончил Ивановский Педагогический Институт, имеет высшее образование. До 1918 года учился в Петроградской Духовной Академии. С 1918 до 1946 гг.- учитель в средней школе г. Витебска, г. Сталина, в Ивановской и воронежской обл. и в Крыму. С 1946 года – священник в г. Феодосии, Гродно, Невеле. С 1950 года – священник Екатерининской церкви г. Петрозаводска.

Священник Иван Васильевич Волков – служил в 1954 г. Родился в 1915 году, из крестьян, окончил семилетку. Бухгалтер. 9 ½ лет служил в Советской Армии, майор Интендантской службы. С декабря 1950 года по сентябрь 1954 года – бухгалтер оптовой базы Карелфинторга. С 1954 года – священник».

Настоятель иеромонах Серафим (Полоз) – в 1956 году.

Настоятель священник Пантелеимон Воскобойников – в 1963 году. (Род. в 1922 г.).

Священник Иван Яковлев, служил с 8 марта 1963 г. (Род. в 1914 г.).

Дьякон Владимир Ганаба – в 1963 г. (Род. в 1934 г.)

ПРОСФОРНЯ:

Просфорня Прасковья Жданова – годы в приходе:1955 -1961 гг. (Род. в 1886 г.)

Затем она – уборщица алтаря – в 1961 г.

ПСАЛОМЩИЦА

И. должность псаломщицы Васенина Мария Васильевна – в 1946 г.

Чтец Анна Ивановна Николаева – в 1961-63 гг. (Возраст 74-х лет).

Псаломщица – пом. казначея Медведева Н. С. – в 1963 г. В 1961-63 годах: свечница Екатерининского храма – Наталья Медведева.

ЦЕРКОВНЫЙ СТАРОСТА:

Фролов Яков Семенович – в 1946 г. (Возраст 67 лет).

Елена Палатина – в 1955 году.

Антипов Александр Петрович – в 1961-63 гг. (Возраст 70 лет).

СТОРОЖ ПРИ ЦЕРКВИ:

Николаева А. В. – в 1961-63 гг.

1962-63 гг. усилились гонения на Церковь, закрывались православные храмы, запрещались крещения детей, проводились порицания верующих до того, что их исключали из ВУЗов, увольняли с работы.

Прионежский райисполком отмечал: «1963 год. 9/X. В церквях Петрозаводска крестят детей жители многих районов, в т.ч. Прионежского р-на».

В 1963 году по заданию Совета Министров КАССР и Горкома Петрозаводска Екатерининскую Неглинскую церковь 3 месяца посещал атеист, он составил «Докладную записку», где говорится:

«…Настоятель церкви – Пантелеимон Владимирович Воскобойников. Воскобойников призывал верующих выполнять христианский долг – не клеветать друг на друга, помогать. Призывал молиться за могущество державы. Священник – Иван Иванович Яковлев. Служит усердно и молится усердно./…/.

/…/ 7 декабря 1963 г. В церкви служили день святой Екатерины. На службе были оба священника – т. Воскобойников и Яковлев, диакон Ганаба, и вся их прислуга, и архимандрит Геннадий. Последний вел службу. Народу в церкви было 125-150 человек. В большинстве верующие престарелого возраста. Участвовал весь церковный хор: (ниже фамилии – регент Звероловлев В.М., певчие – Зуев Н.И. и Г.И., Алексахина А.В., Александровский П.И., Александровский К.А, Федорова В.А., Петрова Е. И., Бекеш Е.А, Фортунатова В.М., Звероловлев Л.В). В этот день церковники собрали много денег, кроме прочего, продавали «освященную воду». Отец Геннадий рассказал историю великомученицы Екатерины, а затем о Создателе Всевышнем Боге, Иисусе Христе, что Господь Бог создал Землю, которая вращается вокруг невидимой оси…, призывал верующее христианство молиться Богу, просить у него прощения грехов и верить в Бога, посещать святую церковь. Встав на колени, все священники, диакон пели всем хором: «Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас, на тебя уповаем, на скорую нашу избавительницу».

О прихожанах им же замечается: «Одни и те же верующие, пожилые женщины. Молодежь (25-30 лет) посещает мало – до 10 человек, в основном праздники и воскресенья. В обычные рабочие дни число верующих 2-12 человек. В основном посещают лица, живущие в районе Шоссе 1 мая, Старого вокзала, Вольной, Сорокской. В церкви нашли приют несколько нищих. Крещение детей резко сократилось. Венчания и отпевания не совершаются. До сих пор в церкви торгуют просфорами, хотя в магазинах белая мука не продается».

В одном из документов тех лет уполномоченного по делам церкви содержится прошение церковного старосты Екатерининской церкви А. Антипова, п/старосты С. Носова, казначея Амозова «о предоставлении в церковь 15 кг муки в месяц для печения просфор».

астоящей угрозой для Екатерининской церкви явилось в 1982 году намерение городских властей сделать более удобными для проезда две улицы Петрозаводска – и для этого предложено было снести мешавшую церковь святой великомученицы Екатерины! Но отстаивая храм, на общегородском собрании, смело выступил настоятель о. Георгий Варга (окончил СПб (Ленинградскую) Духовную Семинарию; венчался в храме при СПбДАиС. Семейство: жена Александра, трое детей). Храм не был разрушен. После выступления священника перевели на служение в другой храм за пределы Карелии, и вернулся он, спустя несколько лет. Скончался о. Георгий Варга в ноябре 2005 г. в сане настоятеля Сулажгорской церкви св. вмч. Димитрия Солунского, погребен на кладбище Пески (г. Петрозаводск).

итургию по Уставу в Екатерининском храме с 1878 г. по 1970 г. совершали один раз в день. В Екатерининской церкви второго придела нет.

В 1950 году, 16 июня: «Принес (Благочинный священник П. Серегин) ходатайство священника Петрозаводской Екатерининской церкви о пристройке к церкви для расширения ее», - об этом сказано в «Беседах Уполномоченного по делам Русской Православной церкви при Совете Министров В. Клишко с благочинным Епархии П.Д. Серегиным». Записано рукой Клишко: «19 июня 1950 г. Отказал в расширении Екатерининской церкви».

Но с 1970-х гг. второй дополнительный Престол в алтарь Екатерининской церкви появился с антиминсом, освященным по благословению Патриарха Пимена для придела Свт. Николая.

В Воскресные и праздничные дни - «для удобства прихожан», по словам священников, - служатся две Литургии.

а месте фундамента старой часовни, уже разрушенной в советское время, в северо-восточной стороне от церкви, в 2000 году построена новая деревянная часовня, которая была торжественно освящена 8 октября (н.ст.) 2000 года в праздник преп. Сергия Радонежского и в его честь.

С этого времени- с конца 2000 года - молебны и панихиды днем совершаются в часовне. Иногда в церкви.

Во время Литургии в церкви певчие на клиросе поют не только тропарь во имя храмового святого – св. вмц. Екатерине, но поют храмовый тропарь Преп. Сергию Радонежскому и храмовый тропарь Свт. Николаю.

1998 году 15/28 октября во время молебна Свт. Николаю в храме замироточили иконы. Сначала миро потекло каплями по образу Свт. Николая на северной (левой) стене, а затем покрылись каплями некоторые другие иконы. В течение нескольких дней мироточила икона вмц. Екатерины на правой стене. Это событие привлекло всеобщее внимание, чудо было заснято государственным телевидением Карелии 4 ноября, и показано 6 ноября 1998 года в программе новостей «Экран дня». Появилась газетная заметка под заголовком «Иконы плачут?». Чудо мироточения произошло за 40 дней до дня праздника памяти св. вмц. Екатерине.

ак дар от скромного благотворителя по имени Павел в храм была пожертвована частица мощей святой великомученицы Екатерины. Об этом событии в 1999 году сказал прихожанам Епископ Петрозаводский и Карельский Мануил в день храмового праздника 24 ноября/7 декабря. В феврале 2000 года ковчежец с частицей мощей был вделан -внизу слева- на иконе св. вмц. Екатерины, которая мироточила в 1998 году; этот образ в простой раме, св. вмц. Екатерина изображена стоящей около страшного колеса – орудия ее мучений, распавшегося на части. В руке святая держит пальмовую ветвь мученицы, голова наклонена, глаза почти закрыты, голова ее покрыта белым платком, вокруг головы – большой венец в виде русского народного убора – кокошника, украшенный разноцветными драгоценными камнями. Ныне икона находится в подсобной комнате причтового дома. Но невозможно забыть ее... Иконе требуется реставрация.

конце 1980-х гг. настоятелем храма был протоиерей Иоанн Тереняк, который с 2000 года является наместником Кафедрального собора Св. Князя Александра Невского. Причт составляли несколько священников. В 1994 году в храме на клиросе появился хор певчих – профессионалов.

С 2000 года настоятелем храма св. вмц. Екатерины является протоиерей Андрей Верещагин, в церкви служат несколько священников и дьяконов.

ри храме с 2006 гг. действует центр помощи обездоленным людям и сиротам.

Создан сайт в Интернете о Екатерининской церкви.

дним из негативных проявлений возврата к языческим праздникам в современной России становится чествование языческого новогоднего персонажа Деда Мороза. Не избежал этого и Петрозаводск. В январе 2010 года по окончании Литургии в церковь св. вмц. Екатерины, заполненную православным народом, вошел, переодетый вместо церковного облачения в одеяние волшебника Деда Мороза, причетник, с пением тропаря Господу Иисусу. Более кощунственной ситуации и представить трудно. Тем не менее, это было.

елый с позолотой иконостас Екатерининской церкви в 2003 году 21-22 ноября был окрашен в темно-красный цвет. В 2005 году отремонтировано входное крыльцо: ступени были заменены, их стало 9. В 2007 году вместо старых дверей поставлены новые входные двери в церкви. Отремонтированы полы.

Сняты перила у клиросов около солеи.

В 2009 году поставлен храмовый образ св. вмц. Екатерины в главном иконостасе, написанный в соответствующем художественном стиле. Более 60-ти лет не было...

2009-2010 гг. позолочен купол Екатерининской церкви, был сделан ремонт колокольни, крыши.

Старые деревья, летом заслоняя храм ветвями и листвой, тропинки, поросшие травой, старые надгробия кладбища придают городской местности вид тихой и милой сельской церкви.

Многие люди любят приходить в церковь св. вмц. Екатерины молиться Богу.

Но были и тревожные моменты – оскверняли могилы на кладбище около церкви…

А теперь -в 2012 году в ночь на 13 мая- храм очень пострадал от поджога кощунника. Неподдельное горе от ужасного события охватывает многих и многих православных христиан!…

Литература и архивные источники

НАРК (Национальный Архив Республики Карелии, г. Петрозаводск). Ф.112. Оп.2,. д.1/4а; Ф.310. Оп.1. д.1/9, 2/19, 2/27, 2/28; Ф.126. Оп.1. д.1/3; Ф. 2434 л/ф Клишко.

РГИА (Российский Государственный Исторический Архив, г. С.-Петербург). Ф.1293, Оп.147, ед.хр.29.(1915 г.).

Детчуев В, Макуров В. Государственно-церковные отношения. 1917-1990 гг. – П,1991.

Олонецкая Епархия. Страницы истории. – Петрозаводск, 2001.

Путеводитель по православным святыням Карелии./ Сост. О. Сидловская. – П, 2003 г.

Священномученик Николай Богословский. (Житие и тропарь). – Петрозаводская и Карельская Епархия. – П, 2004 г.

Периодические издания: Галкин А. Покорный промыслу.// Северный курьер. –1998 г. – 10 янв.

Днепровой А, Измозик В. Российский Императорский Дом в канун своего трехсотлетия.// Наука и жизнь. – 1992 г. – С.84.

Инно Х. О чем рассказывает некрополь.//Северный курьер. –2001 г. – 16 авг.

Олонецкие Губернские Ведомости.–1877 г; 1878 г; 1882 г; 1915 г.

Церковный Вестник. (Обновленческая газета). – Петрозаводск, 1924-28 гг.

Иконы плачут?//Северный курьер. – 1998 г., или в газете Карелия (приложение «Сретение»).–1998 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: