Требования к стилистическому оформлению речи

Выпускная квалификационная работа должна соответствовать научному стилю изложения. Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием, так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.

Характерные особенности научного стиля:

- логическая последовательность изложения: главным образом суждения и умозаключения, целью, которых является доказательство положений, которые выявлены в результате исследования. Выдвинутый в работе тезис требует доказательств, т.е. должен быть точно аргументирован, с помощью ссылок на авторские источники, общепринятые положения, фактические эмпирические (статистические) данные. На основе синтеза и анализа разных положений и идей, путем их сравнения происходит поиск общего и особенного, сопоставляются разные точки зрения, вырабатываются свои позиции – своя точка зрения на изученные факты и явления, которая излагается в тексте основных глав, выводах и заключении;

­ однозначность, точность;

­ сжатость при информативной насыщенности содержания;

­ конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Обоснованность изложения научного текста – основная стилевая черта такой речи. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («возможно», «вероятно»). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то, или иное выражение. В тексте это можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.);

­ научная фразеология;

­ многокомпонентные сложные предложения.

Важнейшим выражением логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

- последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак», «таким образом», и др.),

- противоречивые отношения («однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»),

- причинно-следственные отношения («следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же», «при этом»),

- переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к…, обратимся к …», «рассмотрим», «остановимся на …», «рассмотрев…, перейдем к…», «необходимо остановиться на …», «необходимо рассмотреть»),

- итог, вывод («итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подводя итог, следует сказать…»).

В качестве средств связи могут использоваться:

- местоимения, прилагательные и причастия («данные», «этот», «такой», «названные», «указанные» и др.),

- обороты художественного стиля при анализе источников («Автор удачно отмечает, что…»; «мы соглашаемся с…»; «вслед за …, мы…»; «вместе с тем необходимо отметить…» и т.д.).

В современной научной литературе принято использовать безличную форму изложения. То есть вместо местоимения «Я», лучше использовать слова «Мы», «Наше», «Автор» или говорить от третьего лица. (Например, «Автор данной работы считает, что…» или нейтрально – «В процессе мониторинга печатных СМИ было установлено, что…».)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: