Немецкая классическая философия

I. Немецкая классическая философия в контексте социально-культурной ситуации в Европе и Германии 2-й пол. XVIII в. и 1-й пол. XIX в. Философия и другие науки. Роль немецкой классической философии в переосмыслении и обогащении нового европейского гуманизма.

II. Иммануил Кант:

1. «Докритический» период. Работы Канта по философии естествознания, проблемам метафизики, логики, эстетики. 2. «Критический» период творчества Канта: 2.1. «Критика чистого разума» — новый этап европейского философствования. Понятие «a priori» и его толкование у Канта. Трансцендентальная эстетика, или учение о чувственности; пространство и время как чистые формы созерцания. Трансцендентальная аналитика. О дедукции чистых рассудочных понятий; рассудок — спонтанность познания; рассудок — способность мыслить, «познание через понятия». Трансцендентальная диалектика как учение о разуме; антитетика чистого разума; идеал чистого разума). 2.2. «Критика практического разума». Деление на субъективные максимы и объективные практические законы, гипотетические и категорические императивы; проблема счастья и низшей способности желания; понятие свободной воли в контексте «Критики чистого разума»; понятие долга и автономии воли; о мотивах чистого практического разума; различение легальных и (истинно) моральных поступков; «долг» как важнейшая категория кантовской этики. 2.3. «Критика способности суждения» и формирование субъекта эстетического вкуса; понятие природы (по законодательству рассудка) и понятие свободы (по законодательству разума); способность суждения как «среднее звено» между рассудком и разумом; целесообразность природы как априорное понятие рефлектирующей способности суждения; аналитика прекрасного; суждение вкуса как эстетическое суждение; аналитика возвышенного; культура как умение разумного существа ставить любые цели вообще).

III. И. Г. Фихте: Жизнь и сочинения. Наукоучение как основание системы Фихте. Фихте о необходимости и возможности вывести из Я, как основоположения, мир природы, духа, общества, культуры. Диалектика Я в философии Фихте. Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности.

IV. Ф.В.Й. Шеллинг:

Жизнь и сочинения. Натурфилософия Шеллинга и Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга. Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга. Поворот Шеллинга к метафизике абсолюта. Философия позднего Шеллинга. Лекционный курс «Позитивная философия» (1832-1833). Философия откровения позднего Шеллинга. Лекции Шеллинга 1841-1842 годов. Влияние философии Шеллинга на развитие философии. Русские шеллингианцы.

V. Г.В.Ф. Гегель:

V.I. Этапы творческого развития и сочинения Гегеля:

1. Штутгартский период (1770-1788). Тюбинген (1788-1793). Берн (1793-1796). Французская революция и ее воздействие на молодого Гегеля. Влияние философии Канта и французских просветителей. «Теологические сочинения» Гегеля. Идеал свободы. Поиски «религии сердца».

2. Йенский период (1801-1807). Критические исследования современной Гегелю философии; попытки создания собственой философской системы и поиски ее оснований; «Система нравственности» (1803) и «Йенская реальная философия» (1805-1806); «Феноменология духа» – выдающееся произведение йенского периода (1807).

3. Бамбергский период (1807-1808). Гегель – директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816). Гегель – профессор в Гейдельберге (1816-1818).

4. Берлинский период (1818-1831).

V.II. Система и основные принципы философии Гегеля:

1. Наука логики как фундамент философской системы. 2. «Реальная философия» как единство философии природы и философии духа. 3. Основные принципы философии Гегеля: абсолютный идеализм логицистского типа; системность; научность как особая научность философии; историзм, диалектика, теологический характер. Диалектика как «принцип всякого движения, всякой жизни и всякой действительности» и диалектика понятий.

4. Социальная философия Гегеля как «философия права». Идеалы гражданского общества и правового государства.

VI. Л. Фейербах:

Творческий путь Л. Фейербаха. Путь Фейербаха от гегельянства к критике гегелевского идеализма. Обоснование философского антропологизма. Гуманизм и антропологический принцип Л. Фейербаха. Человек и Бог. Человек и природа. Бытие и человеческая чувственность. Этика любви. «Я» и «Ты» в философии Фейербаха. Критика религии.

VII. К. Маркс:

1. Жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883). Влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха; преодоление этого влияния и выработка самостоятельной философской позиции («Тезисы о Фейербахе»). Проблема человека и его сущности, проблема отчуждения сущности человека. 2. Идеологические позиции Маркса и его социальная философия. «Капитал» и философские аспекты этого произведения. Концепция общественных отношений. Формационный подход к философии истории. 3. Концепция труда, производства, собственности К. Маркса.

Рекомендуемая основная литература (тексты):

1. Гегель Г.В.Ф. Собрание соч. Т. 1-14. М.-Л., 1929-1958;

2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.

3. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М., 1963-66;

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1-50. М., 1955-1981;

5. Фихте И.Г. Избранные сочинения. М, 1916. Т. I.;

6. Фихте И.Г. О назначении ученого. М., 1935;

7. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801. М., 1995;

8. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х тт. М., 1989;

9. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1972.

Дополнительная литература:

1. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982;

2. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990;

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973;

4. Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М., 1990;

5. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

6. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте М., 1990.

7. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

8. Быкова М.Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996.

9. Лапин Н.И. Молодой Маркс. М., 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: