Социальная структура Казахского общества. Хозяйство и быт казахов в XV-XVIII вв

В казахском обществе существовало 2 сосоловия: кара-суйек и ак-суйек.Ак-суйек – закрытая привилегированная группа лиц.В ак-суйек входили торе (потомки Чингисхана) и кожа (потомки пророка).Торе носили титул султана и имели право на престол.Кожа пользовались авторитетом, важная роль в духовной жизни.К кара-суйек: бии и батыры, тарханы, аксакалы.Бии исполняли административные, судебные, военные функции.Существовало отдельное сословие – кулы (рабы), использовались в домашнем хозяйстве, пленные.В хозяйстве хана использовались толенгуты.Самое бедное население – жатаки, шаруа, консы.Звание аксакал могли получить лица, обладающие интеллектом и знаниями, они являлись фундаментом казахского общества.В каз. обществе отсутствовала классовая борьба, существовала строгая иерархия, крепкие связи между социальными группами, которые были нарушены в ходе присоединения Каз. к России.Структура военно-политической организации строилась на основе доминирования наиболее мощного племени над другими.Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков.В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники.На праздниках устраивали игры: скачки - бейте, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - кекпар.Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов.Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта.Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал.Люди рассаживались на определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям.

Особенности материальной и духовной культуры казахов XV-XVIII вв.

Начало завоевания царской Россией Казахстана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: