Становление и развитие зоопсихологии

Зоопсихология (психология животных) - отрасль психологии, изучающая психику животных, её проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Важная задача зоопсихологии - изучение биологических предпосылок и предыстории человеческого сознания. К методам зоопсихологии относят способы изучения поведения животных, включающие наблюдение и эксперимент. Следует отметить, что зоопсихология очень молодая наука. Ее история насчитывает чуть более 200 лет. Значительную часть своей истории она развивалась не как самостоятельная наука, а как частный случай применения того или иного мировоззрения. Поведение животных изучалось и оценивалось философами больше, чем естествоиспытателями. В самом общем виде все теории поведения животных можно разделить на две большие группы: креационные (теологические) и рациональные (естественнонаучные). Креационными теориями поведения принято считать гипотезы, в которых предусматривается наличие нематериального и внетелесного мыслящего и принимающего решения начала. теория предполагает, что произошёл акт божественного творения.Рациональными теориями обычно называют гипотезы, признающие, что источником поведения животных служит мозг, обладающий набором врожденных инстинктов, которые сочетаются с индивидуальным опытом, приобретаемым в течение жизни.Так еще Р. Декарт считал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания.Среди известных зоологов необходимо упомянуть Ж. А. Фабра, который прекрасно описывал поведение беспозвоночных, а его книги популярны до настоящего времени.Геккель считал, что психология животных является продуктом физиологических процессов, он, как ни парадоксально, предлагал исследовать "душу клетки, душу союза клеток, душу тканей, душу растений, душу метазойных, душу губокАристотель сравнивал разнообразных существ, которых ему присылал из своих походов Александр Македонский. Сопоставляя животных с человеком, Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями. Аристотель признавал межвидовые психологические различия, а самыми сообразительными из мира животных считал слонов.Бихевиористы ввели в практику зоопсихологических исследований конкретные и воспроизводимые опыты на лабораторных животных.гештальтпсихология сыграла большую роль в анализе индивидуального развития поведения и становления нервных функций

Зоопсихологи едины во взглядах на классическую этологию, как на науку о поведении животных. Большая часть как теоретиков, так и практиков этологии считает, что существует четыре основных вопроса, на которые следует искать ответ. Во-первых, необходимо выяснить как реализуется поведение особи. Во-вторых, следует установить последовательность развития и становления этой формы поведения в онтогенезе. В-третьих, требуется определить основные пути эволюции наблюдаемого поведения. В-четвертых, надо исследовать значение этой формы поведения для выживания особи. Достижения в зоопсихологии оказали большое влияние взгляды в детской психологии, оказали огромное влияние на изучения форм поведения, формирования навыков.

61ЭВОЛЮЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ Ж.Б.ЛАМАРКА И Ч.ДАРВИНА Первая целостная концепция эволюции была высказана французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком. Ламарк предложил классифицировать животных по степени сложности их строения. Он разделил животных на позвоночных и беспозвоночных и сгруппировал их в 14 классов, разместив на 6 ступенях лестницы. На высшей ступени Ж.Б. Ламарк расположил птиц и млекопитающих. Он допускал в качестве основного фактора эволюции адекватное прямое влияние среды. Например, возникновение длинной шеи у жирафа, с точки зрения Ж.Б. Ламарка, объясняется изменением поведения предков животного, которым приходилось вытягивать шею при питании листьями деревьев. Согласно Ламарку со временем такие изменения (удлинение шеи) закрепляются у потомков и становятся наследственными. Ж.Б. Ламарк вошел в историю науки как великий ученый, впервые сделавший попытку создать стройное эволюционное учение, в котором была выдвинута задача всесторонне доказать сам факт эволюции и сделана попытка выявить движущие силы эволюции. Именно в привлечении внимания к этим двум проблемам заключалась заслуга Ж.Б. Ламарка, которую высоко оценил Ч. Дарвин, считая его своим предшественником в утверждении эволюционной идеи.В теории Дарвина наследственность вместе с изменчивостью обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.Дарвин выделил две основные формы изменчивости:– определенную изменчивость– неопределенную изменчивость.В современной терминологии неопределенная изменчивость называется мутацией.Мутация – неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер. По Дарвину, незначительные изменения в первом поколении усиливаются в последующих. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играет именно неопределенная изменчивость.Тезис о естественном отборе наряду с принципами борьбы за существование, наследственности и изменчивости – основа дарвиновской теории эволюции.Теория Дарвина внесла в психологию генетический принцип. Так же на основе его теории в психологии начали уделять внимание таким факторам как наследственность, изменчивость, адаптация к среде

62 Методологический кризис в психологии Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. В начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный прежде всего с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. На содержание и динамику протекания методологического кризиса в психологии повлияли кроме логики становления самой науки и другие факторы - социальная ситуация, открытия в других дисциплинах. Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который наиболее полно отразился в ведущих философских школах того времени. Философские концепции, доказывая необходимость пересмотра старых оснований психологии, не могли в тот период оказать ей помощь в формировании новых. Зато такую поддержку могли оказать естественные науки, которые находились тогда на подъеме. Открытия в биологии, физике, генетике способствовали становлению психологических направлений. Данные генетики, показавшие широкие возможности приспособления и изменения организма, лабильность и пластичность нервной системы, оказали влияние на анализ роли среды в процессе развития психики. Достижения физиков, которые помогли и психологам по-новому увидеть возможности эксперимента, раскрыли перспективы изучения познавательных процессов. О необходимости пересмотра психологических постулатов свидетельствовали и запросы практики, которые не могли игнорироваться учеными. Также разработка новых подходов к проблеме социализации стали ведущими в США и России. Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий XX в., не позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета психологии и ее методов. Эта ситуация рефлексировалась учеными как кризис психологии. Таким образом, фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.Предметом бихевиоризма стало поведение.Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле.Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ. Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые школы - гуманистическая и когнитивная психология.

64.СТРУКТУРАЛИЗМ ТИТЧЕНЕРА Вундтовские традиции развивались Э. Титченером-(1867—1927).Титченер в основном разделяет вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте.Свою психологию он назвал структурной психологией. Согласно его точке зрения, психология должна изучать структуру — материю сознания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу. Необходимо изучать сознание в терминах элементов. Сознание образует особый внутренний мир. Проникнуть в него можно только с помощью метода аналитической интроспекции. Этот метод является одним из вариантов интроспекции. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непосредственные ощущения.Были разработаны требования к самонаблюдению: необходимо создать хорошие условия, чтобы исключить внешние влияния, внимательно следить за ходом сознания, выразить его явление словами, стараться не отвлекаться, внутренне проникнуться задачей и т. п.Метод аналитической интроспекции ограничен областью собственного сознания. Непосредственно известна каждому только собственная душа. Титченер не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии. Титченер развивает идеи об аналитической интроспекции, защищая этот метод от справедливых нападок в связи с его ненадежностью. В качестве первичных элементов сознания Титченер выделяет ощущения, образы, чувства. Задача психологии заключается в том, чтобы описать эти элементы с использованием эксперимента, который уточняет данные самонаблюдения.Система Титченера занимала особое место в американской психологии.

65. ФУНКЦИОНАЛИЗМ В. ДЖЕМСА На американском, континенте идеи психологии акта превратились в большое самостоятельное направление — функционализм. У истоков его стоит психология В. Джемса (1842—1910). Его главный труд «Основы психологии» (в 2-х т., 1890).Собственное самонаблюдение, которому должна следовать психология, показывает каждому человеку, что эти гипотетические элементы ему недоступны. Психическая жизнь есть постоянная смена качественностей. Постоянная смена качественностей составляет поток сознания. В его непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Эти состояния невозможно схватить самонаблюдением. Характерной чертой потока сознания является наличие неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание отличается избирательностью.Вопрос о связи состояний с мозгом решается Джемсом в его теории психического автоматизма, являющейся разновидностью концепции психофизического параллелизма. Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности.В целом Джемс весьма пессимистически оценивал состояние психологии, считал, что ее нельзя назвать наукой.

66. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ Как и у любого научного направления, у гештальтпсихологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Кант утверждал, что, когда мы воспринимаем то, что называем объектами, мы имеем дело с психическими процессами, которые могут показаться нам составленными из отдельных чувствительных элементов. Согласно Канту, восприятие - это не пассивное впечатление и не комбинация чувствительных элементов, а активная организация элементов в связный, согласованный опыт. Таким образом, Кант утверждал, что именно разум придает определенную форму результатам восприятия.Психолог Франц Брентано (1838-1917) утверждал, что психология должна изучать процесс осознания. Подход Брентано был достаточно близок к возникшему позднее направлению гештальтпсихологии.Книга профессора физики Эрнста Маха (1838-1916) <Анализ ощущений>, вышедшая в 1885 году, оказала непосредственное влияние на возникновение гештальтпсихологии. В этой работе Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов (геометрических фигур) и временных процессов (музыкальных мелодий). Восприятие этих объектов и процессов оказалось независимым от их отдельных элементов. К примеру, круглые предметы могут быть белыми или черными, большими или маленькими, что никак не отразится на их геометрической форме.История возникновения 17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И. Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии. Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого». История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912).

67. Основные идеи в гештальтпсихологии Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Как нам уже известно, бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение — нечто большее, чем связка рефлексов.Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений. Смысл гештальта Слово гештальт означает то, что это организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части. Идеи и разработки гештальтпсихологии Из работ одного из представителей гештальтпсихологии Д. Катца становится понятным, что образ нужно изучать как самостоятельный феномен, а не как эффект стимула. Основным свойством образа является его постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Физические гештальты и инсайт Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма (элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой) поможет решить психофизическую проблему. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному "озарению", пониманию ситуации. Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт — схватывание, понимание), дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта. Значение гештальтпсихологии Гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению. Краеугольный камень в здании гештальтпсихологии. Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого».

68. Исследования в области гещтальтпсихологии М. ВертгеймераМакс Вертхеймер (1880-1943) В 1904 году он защитил докторскую диссертацию а в 1929 году получил звание профессора. Во время первой мировой войны он занимался разработкой прослушивающих гидроакустических приборов для подводных лодок. М. Вертгеймер Занимался исследованием феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется. Выявил законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления 1921 году Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию.Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.Эксперименты, которые ставили эти психологи, просты и действительно выявляли первоначальную целостность. Начаты они были на восприятии. Первые работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Также Вертгеймер утверждал, что элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером законом “хорошей” формы, который интерпретируется как стремление к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям. В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. В своих исследованиях мышления Вертгеймер критикует два традиционных подхода — ассоциативную теорию и традиционную логику.Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений. Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:1.Возникновение темы. 2.Анализ ситуации, осознание проблемы. 3.Решение проблемы. 4.Возникновение идеи решения - инсайт.5.Исполнительская стадия.Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

69.Эксперименты Келера и Коффки Один из основателей гештальт-психологии Курт Коффка. Получил докторскую степень в 1909 году. В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертхеймером. Во время первой мировой войны он работал в психиатрической клинике, помогая пациентам с черепно-мозговыми травмами.В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии и имевшую успех и в Германии, и в Соединенных Штатах. В 1933 году Коффка издал книгу «Принципы гештальтпсихологии».Исследования развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что ребенок рождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок (1-2 месяцев) может не узнать даже близкого взрослого, если он резко поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела и т.п.Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как фигура.На основании своих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок.В 1929 году Келлер опубликовал книгу «Гештальт-психология», наиболее полно отразившую взгляды нового направления.Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - открытию “инсайта” (озарение). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути.Вопрос, на который отвечал эксперимент, состоял в выяснении того, каким способом решается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, то есть происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.Доказывая универсальность открытого им процесса решения задач, Келер, по возвращении в Германию, провел серию экспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая предлагалась обезьянам, Например, детям предлагалось достать машинку, которая была расположена высоко на шкафу. Для того, чтобы ее достать детям надо было использовать разные предметы - лесенку, ящик или стул. Оказалось, что если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик, но наибольшие затруднения вызывал вариант, при котором не было других предметов в комнате, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использовать как подставку. Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то, расположенное высоко.Таким образом опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит "инсайт".

70.Теория поля К. Левина Левин в 1914 году получает докторскую степень. Однако в отличие от своих коллег, Вертгеймера, Коффки и Келлера, Левин сосредотачивается не на исследовании когнитивных процессов, а на изучении личности человека.Свою теорию личности Левин называл "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, то есть к удовлетворению собственной потребности. Левин различает два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, доказывает, что поведение является одновременно функцией и личности и психологического поля.Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл все посуду. Дети, как правило расстраивались, особенно в том случае, если им говорилось, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось на новое задание и происходила разрядка и обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивались, а не уменьшались со временем.В многочисленных экспериментах Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжение может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.Также Левин раскрывает содержание важного для него понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Появление временной перспективы дает возможность людям преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Он выявил и описал три типа конфликтов: конфликт типа «стремление-стремление»; конфликт «избегание-избегание»; конфликт «стремление-избегание». Рассматривая системы применяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Все работы Левина дали возможность проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственного личностного поведения человека, позволяющие ему преодолеть давление среды, других людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие не только возможность понять себя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квазипотребности. Ему также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: