Краткое содержание курса

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА (Силлабус).

ЛЕКТОР: к.и.н., старший преподаватель Габдулина А.Ж.

Кафедра истории Казахстана – 0804 ауд.

Дни консультаций: по расписанию кафедры.

ДАННЫЕ О ДИСЦИПЛИНЕ: история Казахстана

Количество кредитов: 3;

Количество лекционных – 30 часов;

Семинарских – 15 часов;

СРСП – 15 часов, СРС – 75 часов;

Семестр – 1-2;

Место проведения – по расписанию

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Недели семестра                               Всего
Лекции                                
Практические                                
СРСП                                
СРС                                
Итого                                

ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА: школьный курс всемирной истории, истории Казахстана.

ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА: Культурология, духовное наследие казахского народа, политология, философия, социология, этика, экономическая история Казахстана.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Курс истории Казахстана является обязательной дисциплиной в цикле социально-гуманитарных дисциплин и введен в учебные планы всех специальностей высших учебных заведений.

Первостепенную важность в истории имеет процесс появления собственно человека. В ходе формирования и развития человека - первое, что отличало его от остальной природы, - его трудовая деятельность.

Согласно тому, из чего изготавливались орудия труда, в археологии принято делить историю на три больших периода, условно называемых «веками»: каменный, бронзовый и железный.

Истоки этногенеза казахского народа связаны с племенными союзами туров и ариев, первых древних насельников известных по письменным источникам на территории Казахстана.

Эпоха раннего железа привела к повсеместному переходу к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии была освоена скифо-сакской общностью. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и кангюи, а савраматов - сарматы. Гуннская держава стала первой кочевой империей в Центральной Азии.

Тюркский каганат - первая Евразийская кочевая империя. История тюрков связана с распадом государства гуннов. Тюрки продолжили развитие гуннской государственной и культурной традиции. Казахстан находился в составе Тюркского каганата, границы которого расширились до Ирана, Северного Кавказа и Причерноморья. С этого момента вплоть до монгольского завоевания казахская государственность развивалась в лоне степной цивилизации тюрков. Все тюркские государственные образования находились на одном уровне социально-экономического и культурного развития.

В ХI-ХП вв. кипчаки стали консолидирующей основой формирования казахского народа. Завершающий этап образования самой кипчакской народности прерван Чингизханом.

В конце ХШ - начале XV вв. Кок-Орда и Ак-Орда стали первыми крупными государственными объединениями на местной этнической основе.

Далее по изучению проблем средневековой истории являются приоритетными следующие темы:

- Образование казахской народности. Этноним «казак» (казах)

- Казахские жузы

- Эволюция казахской государственности.

- Казахское ханство в XV- начале XVIII вв.

Россия, оправившись от недавней войны со шведами, начинает активизировать свои внешнеполитические действия в Азии. Очевидно, учитывая ее специфику, в этом направлении она решила не «прорубить окно», а найти «ключ к вратам» Азии. В свете сказанного проясняются некоторые детали внешнеполитических причин разразившейся войны между казахами и джунгарами в первой четверти ХУШ в.

Аныракайская битва является символом окончательного наступления для Казахстана эпохи нового времени. Это была последняя яркая страница в истории двух кочевых народов Евразии перед наступательными действиями колониализма. Казахи, будучи более приспособленными к происходившим в мире новым общественно-экономическим условиям и геополитической ситуации, обратили свои взоры на будущее в сторону обновляющейся России. Для джунгаров, стремившихся сохранить единство своего государства и его политическую независимость в надежде на реванш над такими же, как и они, кочевыми казахами, история обернулась закатом. На роль реальных же устроителей и наблюдателей за последней корридой кочевников на евразийском материке история выбрала их великих соседей, которым было суждено стать могущественными империями. Дух Аныракая будет не раз обнаруживать себя в процессе противостояния казахского народа завоевателям земли предков и освободительной борьбе за сохранение ее территориальной целостности, государственности и суверенитета.

Одной из приоритетных в отечественной истории нового времени является проблема казахско-русских отношений с середины XVI в. до начала XX столетия. Предшествующая историография этой проблемы претерпела различного рода оценки, начиная со ставшего классическим в советское время определения «присоединение» и завершая термином «вхождение». Историческим фактом является то, что Казахстан в результате сложнейших коллизий в международных отношениях потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет.

Россия, ставшая централизованным государством с утвердившейся абсолютной монархией, имея опыт дипломатического подчинения азиатских народов и военных экспедиций, направляет свои взоры на казахские земли, которые должны будут стать «ключом вратами ко всем азиатским странам и землям».

История Казахстана XX столетия по насыщенности событийного материала, а главное по брутальности идеологического насилия и попыткам освободиться от него, представляет собой один из основных разделов отечественного летописания. В историческом плане - это, прежде всего, описание невиданного по долговременности эксперимента над человеческим естеством, а также оптимальной казахстанской модели выхода из этого состояния на уровень национально-государственного суверенитета.

В целом, за 70-летний период развития народы СССР приобрели трагическое знание тоталитарного опыта. В этом отношении как для России и Казахстана, так и для других республик важно понять не только сущность большевизма, но и глубинные источники угнетения как гарантии того, что развивающиеся ныне суверенные государства в своем развитии пойдут по пути реальной демократии.

Цель учебной дисциплины является формирование у студентов знания и понимания курса История Казахстана. Ознакомить с современными методами изучения проблем Отечественной истории. Дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Научить самостоятельно овладевать историческим мастерством, выступать на семинарских занятиях, готовить рефераты, научные доклады и другие виды письменных работ.

В результате обучения студенты должны иметь научные представления об основных этапах исторического развития Казахстана. Уметь сочетать теоретический, фактический, источниковедческий и историографический аспекты изучения данной дисциплины.

Задачи курса:

- изучить и освоить богатый фактический материал;

- формировать творческое мышление у студентов путем применения методики проблемных лекций;

- ознакомить студентов с обширным фактологическим материалом в хронологической последовательности, основываясь на достижениях современной исторической науки;

- определить основные этапы и своеобразие историко-культурных процессов в древности, средневековье, новое и новейшее время

- раскрыть содержание научно-исторической терминологии, используемой в данном курсе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· иметь научное представление об эпохах исторического развития человечества, основных тенденций истории Казахстана как важной части всемирной истории;

· владеть знаниями о развитии общества: многообразии культур, цивилизаций, форм социального опыта, о месте Казахстана во всемирно-историческом процессе;

· понимать основы теории источниковедения, иметь представление об источниках по истории Казахстана, о комплексе вспомогательных исторических дисциплин;

· иметь общее представление о теории международных отношений и истории дипломатии; основных тенденциях внешней политики великих держав мира и Казахстана

· уметь выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты исторического знания, применять их для обоснования практических решений.

· иметь навыки, связанные с умением аргументировано обосновывать свое мнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: