Проблема оптимального распределения упражнений

Исходя из только что изложенных общих принципов, можно теперь поставить вопрос о наилучшем распределении периодов упражнения и отдыха для достижения наибольшей эффективности научения. Этот вопрос изучался в двух категориях работ: в одном случае периоды упражнения оставались постоянными, в то время как длительность отдыха систематически изменялась; в другом — оставались постоянными периоды отдыха и изменялась продолжительность упражнений.

а) Влияние изменения периодов отдыха. Если систематически варьировать временные интервалы между упражнениями, оставляя неизменной длительность последних, то можно найти оптимальный интервал (величина его колеблется иногда в довольно широких пределах), для которого количество упражнений будет наименьшим.

Трэвис (1937) изучал влияние интервалов в 5 мин, 20 мин, 48 ч, 72 ч и 120 ч на выполнение двигательных упражнений длительностью в 5 мин. Оптимальным оказался 20-минутный интервал. Однако длительность этого оптимального интервала меняется в зависимости от характера задачи, и даже для одной и той же задачи его величина может колебаться в широких пределах. Пьерон (1913) предлагал испытуемым заучивать ряд из 18 бессмысленных слогов; заучивание производилось с интервалами в 30 с, 1, 2, 5, 10 и 20 мин, 24 и 48 ч. Упражнение (при всех интервалах) продолжалось до первого безошибочного повторения ряда слогов. Были получены следующие результаты [см. табл. 5].

Как отмечает автор, "от интервала в полминуты и до интервала в десять минут, в 20 раз превосходящего первый, количество необходимых для заучивания предъявлений материала сокращается более чем на две трети". Оптимальным является интервал начиная с 10 мин, однако и интервалы в 20 мин и 24 ч также имеют преимущества в плане эффективности упражнения. <...>

б) Влияние изменения продолжительности упраж-мш. Какой должна быть продолжительность упражнений при постоянном временном интервале между упражнениями для того, чтобы можно было достигать максимальной продуктивности научения? В ис-! давании Йоста (1897) испытуемые заучивали ряды.•бессмысленных слогов в различных экспериментальных условиях:

условие А: ряд заучивается в течение 3 дней, по ,\ повторений в день; проверка запоминания производится на 4-й день;

• условие Б: ряд заучивается в течение 6 дней, по А повторения в день; проверка запоминания производится на 7 день;

• условие В: ряд заучивается в течение 12 дней, по. ] повторения в день; проверка запоминания производится на 13-й день.

Сравнение количества правильно воспроизведенных слогов показало [см. табл. 6], что наилучшее сохранение наблюдается при самых коротких периодах упражнения (по 2 повторения в день) и что эффективность запоминания уменьшается, когда число предъявлений материала за определенный период 1 работы увеличивается.

Результаты, полученные другими авторами, подтверждают существование оптимального периода; упражнения, однако продолжительность этого периода сильно варьирует в зависимости от характера: и сложности задачи и индивидуальных особенностей испытуемых. Это относится и к области психомоторного научения. <...>

Выводы Йоста сохраняют свою значимость и в свете последних исследований: когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно не-: большом числе повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то тогда, бесспорно, наиболее экономичным окажется. метод распределенного научения. <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: