Тема 1. Архитектура и изобразительное искусство ( вопрос 11) на украинских землях в XIII – XV вв

В послемонгольский период (с середины XIII века) особое значение для украинской культуры имело перемещение архитектурно-строительной активности с Поднепровья на запад – в Галицко-Волынскую Русь, где сохранилась сильная княжеская власть, собравшая воедино в XII – XIV вв. территорию и галицко-волынские князья Роман, Данил и их последователи придавали большое значение организации оборонительных линий и фортификации. Этим был обусловлен наблюдавшийся в XIII XIV вв. перенос центра тяжести с культовых зданий на военно-оборонительное строительство. Крепостные сооружения в столице Галицкого княжества Холме, Белгороде-Днестровском, Каменце – Подольском, Кременце, Луцке, Львове и др. содержат готические черты, разнообразны в плане с массивными стенами и высокими башнями. Особое место в этом ряду занимает основанный в XIV в. князьями Корнатовичами замок в Каменце-Подольском, этот шедевр фортификационного искусства достраивался и усовершенствовался на протяжении XV –XVI вв.

Культовые постройки в XIII- XIV вв. отличались разнообразием типов зданий: крестово-купольные храмы в Холме и Галиче, церкви-ротонды (Николаевская церковь XIII в. в Горянах в Закарпатье, а также храмы в Галиче, Владимире-Волынском и др.), квадриофолии (с. Побережье возле Галича). Одновременно стремление преодолеть традиционную крестово- купольную систему приводит к активным стилистическим и конструктивным поискам, возникновению эклектических сочетаний. Примером служат трехкупольная церковь Богородицы в Галиче, трехдельная Пятницкая церковь во Львове, церковь Рождества Богородицы в Рогатине, в которых очевидны элементы романского стиля и готики. Их белокаменная архитектура стилистически перекликается с польским, чешским и венгерским зодчеством, сохраняя вместе с тем отдельные черты древнерусских культовых зданий.

Традиции иконографии т. Н. «киевского письма» с 30-40-х гг. XIII в прослеживается только по единичным дошедшим до нас памятникам. Среди них особое место занимает икона «Богородица со святыми Антонием и Феодосием Печерскими» (ок. 1288 г.). В целом в т. Н. «послемонгольский период» в Надднепровской Украине наблюдался упадок иконописания, который длился до второй половины XV в. Более динамично развивалось иконописание в Галицко-Волынской земле6. Самые ранние иконы относятся ко второй половине XIII в.: «Менология» с изображением святых в с. Турье на Львовщине; «Архангел Михаил» и «Покров Богородицы» и др. В основе стилистики иконописи – вариант монументального стиля Византии эпохи ранних Палеологов, с характерными чертами – тенденции к монументальности, сурово-аскетическому изображению ликов святых, готовности к жертве, пасионарностью и т.д. Эти особенности сохраняются в иконописании до середины XIV в., а со второй половины этого столетия в западноукраинских землях постепенно распространяется стиль иконографии

Эпохи поздних Палеологов. Это связано с влиянием идей исихазма, которые приходили из Византии и славяно-балканского региона. Эти идеи в их эстетической трансформации усиливали в изобразительном искусстве элементы индивидуального начала, эмоциональности, что повышало «портретность» иконописных образов, вносило пейзажные и бытовые элементы и в итоге оживляло иконографию. В технике наблюдалась усиление графичности и развитие композиции под влиянием феномена «осветленности» самого Христа, апостолов и святых. Эти черты наиболее ярко представлены в иконах св. Параскевы с 4 сценами жития Св. Георгия и др. иконах Перемышльской школы, которая в XV в. занимала ведущее XV –XVI вв. наблюдается особый творческий подъем, который усиливает тенденции связи иконописания с народной живописью и творческой переработки отдельных европейских канонов.

Составлено на основе:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: