РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
Лекция
Вопросы
• 1. Основные психологические школы в конце XIX - начале ХХ в.
• 2. «Открытый кризис» в психологии в 20-30 гг. ХХ в.
Общая характеристика психологии
Первое разделение единой психологии на ряд школ
Выделялись разные аспекты в изучении психики, отождествляемой с сознанием. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы
Главное разногласие связано с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.
Структурализм
Психологи | Предмет и задачи психологии | Содержание психики | Метод исследования |
Э. Титченер | Изучение структуры сознания | Элементы психики | Усовершенствованная интроспекция |
Задачи психологии: -разложить душевное состояние на простейшие составные части; - найти законы соединения этих частей; - привести эти законы в связь с физиологической организацией. |
Структурализм
Э. Титченер,
|
|
«Экспериментальная психология»
Развивал теоретические постулаты ассоцианизма
Психика и сознание отождествлялись
Сознание понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта
Опыт состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции
Элементы сознания характеризуются:
Качеством, интенсивностью, длительностью и отчетливостью (ясностью).
Под сознанием понимал совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку
Специальная тренировка позволяет испытуемым сообщать точно о внешнем объекте (стимуле), а не о собственных ощущениях
Вюрцбургская школа
Психологи | Предмет и задачи психологии | Содержание психики | Метод исследования |
О. Кюльпе, Н.Ах, К. Бюлер, О. Зельц | Изучение динамики протекания познава- тельных процессов и факторов, на них влияющих | Элементы психики, умственные образы и их значения, установка | Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета) |
Вюрцбургская школа
О.Кюльпе «Очерк психологии, основанной на эксперименте»,
«Очерки психологии»
Внимание сконцентрировано не на результатах деятельности испытуемых, а на ее процессе
Отвергал мнение о сознании, как комплексах взаимосвязанных сенсорных элементов - ощущений и представлений
Испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения (систематический самоотчет)
|
|
Вводились новые феномены сознания - умственные образы (а не только чувственные)
Мышление - не одномоментный акт, а процесс, имеющий начало, время протекания и результат. Закономерности мышления не сводимы к логическим
Установка (мотивация) определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей
Антиципаторная схема обеспечивает возможность предвидеть результат мышления уже в начале мыслительной деятельности.