Вюрцбургская школа

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Лекция

Вопросы

• 1. Основные психологические школы в конце XIX - начале ХХ в.

• 2. «Открытый кризис» в психологии в 20-30 гг. ХХ в.

Общая характеристика психологии

Первое разделение единой психологии на ряд школ

Выделялись разные аспекты в изучении психики, отождествляемой с сознанием. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы

Главное разногласие связано с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Структурализм

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования
Э. Титченер Изучение структуры сознания Элементы психики Усовершенствованная интроспекция
Задачи психологии:
-разложить душевное состояние на простейшие составные части;
- найти законы соединения этих частей; - привести эти законы в связь с физиологической организацией.

Структурализм

Э. Титченер,

«Экспериментальная психология»

Развивал теоретические постулаты ассоцианизма

Психика и сознание отождествлялись

Сознание понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта

Опыт состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции

Элементы сознания характеризуются:

Качеством, интенсивностью, длительностью и отчетливостью (ясностью).

Под сознанием понимал совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку

Специальная тренировка позволяет испытуемым сообщать точно о внешнем объекте (стимуле), а не о собственных ощущениях

Вюрцбургская школа

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования
О. Кюльпе, Н.Ах, К. Бюлер, О. Зельц Изучение динамики протекания познава- тельных процессов и факторов, на них влияющих Элементы психики, умственные образы и их значения, установка Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета)

Вюрцбургская школа

О.Кюльпе «Очерк психологии, основанной на эксперименте»,

«Очерки психологии»

Внимание сконцентрировано не на результатах деятельности испытуемых, а на ее процессе

Отвергал мнение о сознании, как комплексах взаимосвязанных сенсорных элементов - ощущений и представлений

Испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения (систематический самоотчет)

Вводились новые феномены сознания - умственные образы (а не только чувственные)

Мышление - не одномоментный акт, а процесс, имеющий начало, время протекания и результат. Закономерности мышления не сводимы к логическим

Установка (мотивация) определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей

Антиципаторная схема обеспечивает возможность предвидеть результат мышления уже в начале мыслительной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: