Поручения. • упражняться в образовании форм повелительного наклоне­ния глаголов скакать, ехать

• Упражняться в образовании форм повелительного наклоне­ния глаголов скакать, ехать.

• • Грузовик, мышка, мишка.

• • •

Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

— Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

МИШКА, ЛЯГ!

• Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

• • Плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

• • • В гости к детям приходит

медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо по­просить: «Мишка, спой!» (Рас­сказ сопровождается действия­ми с игрушкой.)

По желанию детей медве­жонок выполняет разные зада­ния. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».

Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с гор­ки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.

ПРЯТКИ

• Правильно использовать в речи предлоги с пространствен­ным значением (в, на, около, под, перед).

• • Грузовик, мишка, мышка.

• • •

В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Са­жаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подска­жите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мы­шонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно прово­дить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы до­суга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих жи­вотных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, спе­циальных дидактических играх.




double arrow
Сейчас читают про: