Доказательство через целевую причину

Доказательство через производящую причин

Доказательство через необходимость

Доказательство от степеней бытия

Доказательство через целевую причину

15. * Что такое теодицея? Как Фома Аквинский объясняет наличие зла?

совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире. Термин введён Лейбницем в 1710 году.

Зло допускается божественным провидением, дабы направить его во благо.мир, лишенный зла, с неизбежностью станет хуже мира, в котором мы живем, несмотря на все зло последнего. Не содержащий зла мир не будет населен подобными людям созданиями, способными выбирать и совершать зло

16. В чём, согласно Пико дела Мирандоле, заключается главное достоинство человека?

дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет

17. * Каковы основные черты философии Возрождения (Ренессанса) Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм

Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность
2. светский характер (против церкви)
3. гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности. В чём различие между рационалистами и эмпириками?

18. Вопрос потерялся, но ответ правильный))))))

Рационалисты опирались в своих теориях на разум (Декарт,Спиноза,Лейбниц)

Эмпирики руководствовались и верили только опыту (Локк, Бэкон, Юм)

19. Почему Декарт решил создать Правила метода?

Декарт хотел предложить "четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь".

20. Каково первое правило метода у Декарта? Какова роль сомнения в познании, по мнению Декарта?

Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Сомневаться во всем, "что не представлено уму четко и ясно".Доверять только своим ощущениям.

21. Каковы второе, третье и четвертое правила метода Декарта?

Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

22. В чём Декарт сомневается в первую очередь, и почему?

Никогда не доверяться полностью тому, что хоть однажды ввело нас в заблуждение.Мнить небо, воздух, землю, цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи.

23. Что, согласно Декарту, является несомненным, и образцом истины?

Истина-только те вещи, которые я сам могу ощущать.Основная истина нашего ума. (как позднее у Канта-априорные суждения

24. В чём смысл картезианского выражения Cogito ergo sum?

Мыслю-значит существую.я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями

25. * Почему Спиноза является пантеистом? Как он определяет Бога?

На его религиозное мировоззрение повлиял Декарт.

"Бог есть производящая причина всех вещей, какие только могут быть представлены бесконечным разумом. Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.DEUS SIVE SUBSTANTIA SIVE NATURA (Бог, он же Субстанция, он же Природа)"

26. * Что означает понятие tabula rasa у Локка?

"Чистый лист". Локк, будучи эмпириком, считал, что разум должен представлять собой чистый лист-т.е. свободный от любых априорных суждений и доверяющий только своему опыту.

27. В чём отличие первичных и вторичных качеств, по Локку?

Первичные-плотность, протяженность, форму, движение или покой и число.являются неизменными при любых переменах, каким тело подвергается, какую бы силу ни применить нему.;

вторичные-цвета, звуки, вкусы, температура.представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения первичными качествами вещей.

28. * Что такое солипсизм?

Солипсизм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — философская позиция в рамках субъективного идеализма, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности, и отрицанием объективной реальности окружающего мира.

29. Как Беркли определяет вещь (отношение вещи и ощущения)?

Обоняние дает мне запахи; вкус – ощущение вкуса; слух – звуки во всем разнообразии по тону и составу. Так как различные идеи наблюдаются вместе одна с другою, то их обозначают одним именем и считают какой-либо вещью.

Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Отрицание ее не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, который, смею сказать, никогда не заметит ее отсутствия.

30. На каком основании Юм сомневается в возможности научного (необходимо истинного, обязательного) знания о вещах?

Он говорит, что мы, опираясь только лишь на свой опыт, смеем утверждать, что эта мысль - неоспоримый научный факт и будет продолжаться постоянно.

31. * В чём смысл аналогии, называемой «юмовская курица»?

См. 30 вопрос.

Живёт курица в сарае. Умеет эта курица строить суждения на основе опыта и наблюдений. И наблюдает она, как каждый день в одно и то же время человек приносит ей еду, и делает вывод, что человек является причиной еды. Что в человеке заключена природа этой еды. Но в один прекрасный день этот человек прходит в сарай с топором, а не с едой.

Это говорит о том, что как бы ни был проверен и перепроверен опыт, истиной он служить не может.

32. Какие цели ставил перед собой Кант, приступая к написанию «Критики чистого разума»? На какие вопросы хотел дать ответ?

Он хотел оспорить трактаты Юма и доказать, что многие научные суждения не напрасны и что существуют не только теории, поставленные на опыте но и априорные суждения.

33. Дайте определения понятиям «априори» и «апостериори», по Канту.

Априори (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него, т.е. знание, как бы заранее известное.

Апостериори (лат. a posteriori, буквально — из последующего) — знание, полученное из опыта.

34. Дайте определения понятиям «феномен» и «ноумен», по Канту.

Феномен(вещь для нас)/явление- выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания.

ноумен (греч. νούμενον «постигаемое», "вещь в себе") — философский термин, обозначающий объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно воспринимаемых феноменов

35. Какие три основные познавательные способности выделяет Кант? (им соответствуют разделы «Критики чистого разума»)

Чувственность, рассудок и разум. Чувственность - это способность к ощущениям, когда объективно существующие вне человека вещи воздействуют на его органы чувств (зрительные, слуховые и т.п.).

Рассудок это способность человека сопоставлять и систематизировать данные чувственного познания, что осуществляется с помощью понятий (рассудок обладает двенадцатью априорными категориями), с помощью которых человек пытается объяснить реальность. Однако на самом деле он не познает мир, а накладывает на него свои представления о единстве, причинности, закономерности и т.п. При помощи разума человек пытается получить целостное, единое знание обо всей реальности. Разум обладает тремя априорными идеями: психологической - идеей души, космологической - идеей мира, теологической - идеей Бога.

Таким образом, ни одна способность не позволяет человеку познать сущность реальности: он познает мир не таким, каким он существует на самом деле («вещь в себе»), а таким, каким он представляется, является людям («вещь для нас»). К числу «вещей в себе», то есть принципиально непознаваемым, Кант относит Бога, душу и материю.

36. В чём смысл т.н. «коперниканского переворота» в теории познания, совершение которого приписывает себе Кант?

1) Общее изменение направления познания с «от предмета опыта к субъекту», на «от субъекта к предмету опыта» при учете того, что предмет опыта отличается от объекта

2) Кардинальное изменение в понимании статуса пространства и времени.

3) Кардинальное изменение в статусе законов природы и, прежде всего, причинно-следственной связи.

37. Что Кант называет априорными формами чувственности? Как они связаны с научным статусом математики и геометрии?

1+2=3 (априорно). Лебеди белые (апостериорно) Мы не уверены что нет черных лебедей. Априорными формами чувственности являются чистые созерцания, с помощью которых многообразные восприятия приобретают всеобщую объективную значимость. Этих форм две - пространство и время. Именно они обуславливают возможность математики, как науки.

38. * Что является априорными формами рассудка? Как это связано с научным статусом естествознания?

Категории - понятия нашего рассудка. Понятия эти только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Они не развиваются. Между ними почти нет пе­реходов.

По Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Ощущения без понятий - <слепы>, а понятия без ощущений - <пусты>. Знание всегда состоит в со­единении (синтезе) ощущений с понятиями. Поэтому перед Кан­том возникает вопрос: каким образом разнообразие чувствен­ных созерцаний превращается посредством априорных форм рассудка в единство. Единство самосознания, по Канту, предшествует возможности всякого соединения чувственных созерцаний, т.е. апри­орно. Этот синтез обеспечивает возможность естествознания как науки.

39. Что относится к априорным идеям разума? Почему основанные на этих идеях спекуляции никогда не станут наукой, по мнению Канта?

Если рассудок имеет дело с понятиями, которые связаны с опытом (например, понятие «красный» и восприятие красного цвета), то разум имеет дело с такими понятиями, которые не связаны с опытом (то есть чистые априорные), но имеются у нас. Кант называет их идеями. Это идея души, мира как целого (с идеей которого связана идея свободы), идея Бога (с идеей Бога и души связана идея бессмертного существования).

Эти идеи – основные предметы метафизики (философии).

Наука - деятельность, направленная на получение достоверных, обоснованных знаний. Поэтому Кантсчитал что спекуляции никогда не станут наукой

40. Чем отличается познающий разум от практического разума? (Кант)

Приоритет практического разума перед теоретическим состоит в том, что практический разум соотносится с нравственностью. Следовательно, необходимо выявить законы и принципы практического разума или нравственной деятельности. Соответственно встает вопрос о том, что является нравственным поведением. В основе нравственного поведения лежит категорический императив:

Существуют некоторые условия реализации императива.

Нравственность и душа - 1-я идея практического разума

Душа должна быть бессмертна, чтобы реализовать категорический императив, следовательно бессмертие души - вещь в себе.

Нравственность и свобода - 2-я идея практического разума

Нравственность и свобода отождествляемы. Без свободы нет возможности выбора, а следовательно, не возможен категорический императив. Свобода объясняет возможность выбора подлинного закона.

Нравственность и Бог - 3-й постулат практического разума

Кант отделяет мораль от религии. Нравственность выводит не из религии. Кант говорит о Боге как гаранте нравственности. Т.е. Бог - вещь в себе и гарант нравственности.

41. Перескажите две формулировки морального закона (категорического императива) Канта.

«…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»

42. Какова связь между свободой, долгом и ответственностью (виной), согласно кантовской философии?

Долг и ответственность ограничивают свободу. Нет ответственности, если нет свободы.

43. * Почему Кант называет добро «сверхъестественным»?

Во всяком добром поступке есть корысть. Добра не существует

44. ** Какие стороны «религиозной морали» не принимает Кант? Как он определяет Бога?

45. ** Какую роль играет «Критика способности суждения» в кантовской философской системе?

46. * Что означает установленный последователями Канта и романтиками «примат практического разума над теоретическим»?

Жизнь познания все время обусловливается этическим стремлением к сверхчувственному миру, стремлением, которое сама эта жизнь никогда не может удовлетворить. Это- то Кант и назвал приматом разума практического над теоретическим, и здесь наиболее ясно проявляется сокровеннейшая связь его убеждений, как научных, так и личных.

47. Каковы основные черты философии романтизма?

1.Концепция чувственного человека.

2.Мир-хаос, познание мира через чувства.

3.Исключительные герои, которые действуют в исключительных обстоятельствах.

4.Конфликт между чувствами. конфликт человека и общества, человека и толпы.

5.Романтический герой, герой монострасти, идеи...

6.От романтизма два пути. Первый к реализму, другой к ценизму.

48. Почему Новалис говорит, что «поэт познает природу лучше, чем ученый»?

Физику природы лучше поймет ученый, а ее суть - поэт.

Поэт постигает природу, как красоту, гармонию, как декорации для событий. Ученый мало любуется красотой внешними проявлениями природы, он постигает её суть

49. Какую роль выполняет искусство в философии? (у романтиков)

50. В какой форме должны быть объединены наука, искусство, религия и философия, согласно «Наброску к системе немецкого идеализма»?

В завершение, идея, которая все объединяет, идея красоты в самом высоком платоновском смысле слова. Я убежден, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. Монотеизм разума и сердца, политеизм воображения и искусства — вот что нам нужно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: