Часть 2. 3. Как полемист и богослов, Леонтий прежде всего схоластик и диалектик

3. Как полемист и богослов, Леонтий прежде всего схоластик и диалектик. Прежде всего, он стремится к твердому и точному определению основных понятий, — этого требовало от него самое положение богословских вопросов в его время; нужно было отчеканить и философски обосновать единообразную и законченную христологическую терминологию. Но на этом Леонтий не останавливается. Свое богословское исповедание он стремится обосновать не столько "естественным рассуждением", сколько "свидетельством Писания", от "Божественных Писаний и святых отцов". В особенности широко он пользуется именно отцами. В них он видит "чудных советников святого Духа". Они не от себя говорили, но Дух Отца говорил в них, и потому не принимать отцов, славных и известных в Церкви, значит противиться велению Божию. "Согласию с отцами" Леонтий придает решающее значение. Поэтому, к своим сочинениям он и присоединяет особые своды или "цветники" отеческих текстов. В особенности часты и обильны ссылки на святого Кирилла и на Каппадокийцев. Однако, к отеческим свидетельствам Леонтий относится не без критики: "надлежит заботиться не о словах, но о мыслях; и если есть какое-нибудь новое слово, раз оно отвечает своему назначению и согласуется с изначально исповедуемым православием, его нужно уважать и почить, как соответственное". Напротив, "если какое-нибудь речение, употребляемое во Священном Писании и у святых Отцов, по нечестивому нововведению переносится кем-либо в сторону от истинного смысла, то нужно его отбрасывать и отвращаться от них, как от ловких шулеров, подделывающих не только изображение, но не надпись" (на монетах)...

В своей богословской работе Леонтий руководился прежде всего полемическими потребностями и задачами времени. Он не был систематиком. Если и строил систему, то только затем, чтобы связною схемой богословских понятий устранить благоприятную для еретических перетолкований двусмысленность или многозначность недосказанных отеческих свидетельств. "Воздвигнута всеобщая война об образе единения, о котором многие ничего не знают и сомневаются, говорит Леонтий: — "поэтому нужно философствовать, чтобы узнать, с чем мы согласны и с чем нет"... Опираясь на отцов ("я все беру у отцов!"), Леонтий подвергает старые и бесспорные определения строгому анализу, приводит их в стройную и законченную систему. Всего более он опирается на святого Кирилла, хочет быть истолкователем его христологии. Монофизиты в борьбе с "синодитами" подчеркивали расхождение формул святого Кирилла и Халкидонского ороса. И Леонтий прежде всего старается показать, что при видимом разногласии и несовпадении словесных формул святой Кирилл и халкидонские отцы говорили одно и то же. С другой стороны, он старается провести ясную разграничительную черту между православным учением и христологией севириан.

4. В догматической полемике прежде всего требовалась точность и твердость понятий. Леонтий в своем христологическом словоупотреблении повторяет учителей ІI-го века, и больше всего каппадокийцев. Понятие естества, φύσις, отожествляется у него с понятием сущности, оύσία. "Естество" указывает прежде всего на общность происхождения, на единство рода. И вместе с тем, "естественное" есть нечто врожденное или прирожденное. "Естество" есть общее понятие, обобщающее понятие, указывающее на общее в вещах. Но существуют реально только отдельные или индивидуальные вещи, — "естество" реально только в них, во множестве особей. Тот же смысл имеет понятие "сущности". В этом Леонтий последовательный аристотелик. Вслед за каппадокийцами Леонтий определяет ипостась, как частное, особенное, конкретное. "Естество" (или "сущность") и ипостась относятся, как общее и частное (вернее сказать, единичное). О прежних колебаниях в определении этих понятий Леонтий знает и объясняет их непоследовательностью. Однако, характерным в понятии ипостаси для Леонтия оказывается не его большая конкретность. Ипостась означает прежде всего "самостоятельное существование" (τό καθ' έαυτόν είναι),— существуют только ипостаси ("особи"), и нет (т.е. не существует) "безипостасной природы". "Природа" реальна только в "ипостасях", в "неделимых" (в "атомах" или индивидах). Все существующее ипостасно, т.е. индивидуально. Но в мире духовном ипостась есть лицо, "лице само по себе существующее" (срв. в Халкидонском оросе). Вслед затем Леонтий делает очень существенную оговорку и вводит новое понятие. Если нет "безипостасной" природы, это еще не означает, что природа реальна только в своих собственных индивидуализациях или ипостасях. "Осуществиться" природа может и в иной ипостаси, в ипостаси (или "неделимом") иного рода (иного естества). Иначе сказать, существуют не только "одноприродные" особи или ипостаси, но еще и сложные, — в них при единстве (или единичности) ипостаси мы наблюдаем реальность двух или многих природ во всей полноте их естественных свойств. Так "человек" есть единая ипостась из двух различных природ, из души и тела, определяемых разными "естественными" понятиями. "Ипостасность" не есть индивидуализирующий признак. Можно сказать больше, — не есть признак вообще. "Ипостасность" есть начало разделения и разграничения, — не столько "различения" ("различаются" между собою "природы", по своим существенным признакам), сколько именно "разделения"... ипостась есть "отдельное", "раздельное существование", — "предел"... В сложных ипостасях одна природа осуществляется в ипостаси другой... Она реальна "во ипостаси", но не обязательно в собственной... Так Леонтий устанавливает понятие "воипостасности", τό ένυπόστατоν. "Не одно и то же ύπόστασις и ένυπόστατоν, как не одно и тоже оυσία и ένоύσιоν. Ибо каждая ипостась означает кого-то, а ένυπόστατоν означает сущность (природу). Ипостась означает лице, определяемое свойствами, а "во-ипостасность" указывает на нечто несамослучайное, что имеет свое бытие в другом, а по себе не созерцается"... "Во-ипостасность" есть реальность в иной ипостаси. Отсюда видно, что действительность какого-нибудь естества в определенном индивиде еще не означает признания здесь ипостаси данного естества. Легко предвидеть христологическое приложение этого принципа... Леонтий логически спускается от общего к частному. Объем сужается и содержание обогащается признаками. Этот порядок мысли как раз обратен порядку действительности, где индивидуальное первее общего, ибо общее дано только в индивидуальном. Но важно, что при этом логическом нисхождении мы еще не доходим до ипостаси. Ипостась описывается разделяющими свойствами, но не они образуют ипостась. Можно сказать, ипостась есть образ существования, но это не есть индивидуализирующий признак... Свойства, описывающие или определяющие каждую ипостась, Леонтий по Аристотелю называет "случайными" (τά σχυμβεβηκότα). И при этом различает эти конститутивные (иди "существенные") акциденции, как "не-отделимые", от обычных "случайных" признаков, всегда "отделимых" без нарушения неделимой цельности... "Во-ипостасность" есть один из возможных случаев соединения или взаимодействия природ. Соединение без слияния, т.е. без утраты или без изменения существенных свойств соединяющихся природ, — таково, например, единство души и тела в человеке, соединенных "взаимною жизнью", но не пременяющихся в своем существе. Такое соединение, по мнению Леонтия, и есть собственное и завершенное единство, единство "в ипостаси", — ипостасное единство, ένωσις ύπоστατική. У Леонтия это понятие получает терминологическую четкость и твердость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: