политический капитализм самодержавие реформы

Политическая система в конце XIX - начале XX веков

Проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя встала вновь перед Россией на рубеже веков. Реформы 60-х - 70-х годов не были завершены и остановлены контрреформами 80 - 90-х годов. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями.Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство, теряла монополию на власть.Самодержавие с трудом шло на полицейские уступки, переход от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали перестройки политической и государственной системы. В политической сфере выявились сторонники и противники промышленной модернизации и политических реформ (представителем первых стал С.Ю. Витте, вторых - В.К. Плеве).Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900 - 1903 годы предпринимателям были выделены значительные субсидии.Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее и крестьянское движение. Под эгидой полиции в крупных промышленных центрах создавались общества рабочих, в 1902 г. образовалось "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Эти полугосударственные организации имели целью осуществление контроля за общественным движением.Поражение в войне с Японией способствовало нарастанию революции. После убийства эсерами В.К. Плеве, началась "Эпоха доверия", провозглашенная новым министром внутренних дел П.Д. Святополк-Мирским. События 9 января 1905 г. прервали этот период. В феврале 1905 г. публикуются два взаимоисключающих правительственных акта: указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства и манифест, утверждавший незыблемость самодержавия.В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа ("булыгинской думы"). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России.Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному лагерям.В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции. Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основные законы Российской империи.

19.Реформы С.Ю.Витте

Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направле­ния, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в. Первый шаг состоял в проведе­нии финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная ре­форма С. Ю. Витте, гарантировав­шая стабильность и платежеспособ­ность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банков­ского дела и расширению иностран­ных капиталовложений. Вторым шагом преобразований была последовательная промышлен­ная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денеж­ной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому само­произвольному развитию промыш­ленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная по­литика по поддержке и развитию на­циональной экономики предопреде­лила успех реформы С.Ю. Витте. Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, за­емные средства — не могли покрыть потребность промышленности в ка­питале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил су­щественно расширить источники финансирования. Приток иностран­ного капитала стал массовым явле­нием и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекцио­низм. Высокие таможенные пошли­ны на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом по­рядке иностранные капиталы. Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия госу­дарства, национальных промышлен­ников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Раз­витие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной сто­роны, добывающих отраслей и металлургии, с другой — требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, при­водила к региональной специализа­ции в сельском хозяйстве и больше­му разделению труда в экономике. Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

50. Новый этап НТР. Глобальные проблемы современности

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения наукив ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства. Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

1. Аграрная при переходе к земледелию;

2. Индустриальная во время промышленной революции;

3. Информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества[ источник не указан 419 дней ]:

1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;

2. изобретение письменности;

3. изобретение книгопечатания;

4. изобретение телеграфа и телефона;

5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

1. изобретение паровой машины в XVIII веке

2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке

3. создание компьютеров в XX веке

32. Блокада Ленинграда.

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими[4] и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда(ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня [5].

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда

40. Пути европейской интеграции. Римский договор, создание ЕЭС, Маастрихтский договор

При исследовании процессов экономической интеграции редко упоминалось о политической составляющей этого союза, чему были свои причины. Однако европейская интеграция была и остается и экономическим, и политическим процессом. Попытки в 50 60-х годах создать отдельные политические структуры в рамках уже существовавших экономических структур не увенчались успехом, была признана их преждевременность. Подписание в 1957г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, по существу перевело все внимание на решение экономических проблем. Было также учреждено Европейское сообщество по атомной энергии – Евратом.

Таким образом, вступивший в силу Римский договор фактически объединил ЕОУС, ЕЭС и Евратом. В декабре 1969г. в Гааге было принято решение о расширении сообществ и углублении интеграции. С 1 января 1973г. к “шестерке” присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981г. – Греция, в 1986г. – Испания и Португалия, в 1995г. – Австрия, Финляндия и Швеция. Спустя примерно два десятка лет, в Евросообществе стали проявляться различные подходы к толкованию приоритетов и характера движущих сил внутри и вне группировки, хотя Римский договор во главу угла поставил приоритет принципов свободной торговли и рыночной либерализации. Европейский Союз до 1.11.93г. (дата вступления в силу Маастрихстских соглашений) назывался Европейским сообществом. К настоящему времени в ЕС, включающему как полноправных членов, 15 стран Европы с общей численностью населения около 370 млн. человек, практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления и началось окончательное оформление экономического, валютного и политического союзов. Он занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного валового мирового продукта (20% по покупательной способности валюты) и 6,4% населения мира. В экономическом и политическом смыслах ЕС не представляет сверхдержаву, хотя его экспорт более чем в 2,7 раза превышает американский (в 1997г. он составлял 37,9% мирового).

Механизм функционирования ЕС основан на политико-правовой системе управления, включающей как наднациональные органы, так и элементы национально-государственного регулирования: Совет Министров (законодательный орган), Европейский совет в составе глав государств и правительств стран- членов ЕС, Комиссия европейских сообществ (исполнительный орган), Европейский парламент (контролирующий орган), Суд Европейских сообществ - высший судебный орган, обеспечивающий выполнение договоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: