Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.
Можно подумать, что анализ безубыточности позволяет ответить на вопрос: "Сколько нужно продать продукции, чтобы предприятие стало прибыльным?" Каждый раз, когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие фиксированных затрат: Эта часть, названная валовой прибылью, равна цене продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции: точка безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль становится равной постоянным затратам. На рисунке 2 дано графическое изображение точки безубыточности.
Рисунок 2. Точка безубыточности
Оборот
Анализ чувствительности заключается в определении значений ключевых параметров, которые могут подвергнуть сомнению успех бизнеса.
Очень важно установить, какие изменения данных параметров могли бы повысить ожидаемую прибыльность, например, 25%-ое увеличение цены на сырье или потребление электроэнергии, или 20%-ое уменьшение цены продажи или объема выпуска продукции. Если бизнес является слишком чувствительным к некоторым изменениям параметров, руководство компании должно регулярно их контролировать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ
Наиболее общими коэффициентами являются следующие:
Коэффициенты ликвидности
Текущий коэффициент = | текущие активы/текущие пассивы |
Коэффициент срочной ликвидности = | наличные средства + краткосрочные рыночные ценные бумаги + дебиторская задолженность/текущие пассивы |
Соотношение собственных и заемных средств/ коэффициенты структуры капитала
Отношение долгосрочной задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов = | долгосрочный долг/акционерный капитал |
Отношение общей задолженности к доле собственного капитала в общей сумме активов = | текущие пассивы + долгосрочный долг/акционерный капитал |
Коэффициент покрытия процента = | операционная прибыль/ годовые уплаты процентов |