Экологический туризм является самым экологически безопасным видом природопользования. Основными объектами экологического туризма, обладающими наибольшим потенциалом для его развития являются особо охраняемые природные территории (ООПТ), представленные на территории России заповедниками и национальными парками. Территории национальных парков являются наиболее перспективными для развития экологического туризма, поскольку:
- Территории национальных парков содержат уникальные природные территории и экосистемы не тронутые человеком.
- Национальные парки являются единственными структурами способными выполнять главные условия развития экотуризма – планировать, прогнозировать, оценивать и контролировать туристскую деятельность.
- Существующие на территории национальных парков правовые механизмы регулирования туристской деятельности и их соблюдение оказывают содействие в уменьшении негативного воздействия туризма на окружающую среду.
- Сочетая в себе эколого-просветительскую и эколого-туристскую деятельность, экологический туризм на территории национальных парков повышает уровень экологического образования.
|
|
- Основной целью развития экологического туризма в национальных парках является сохранение природных и культурных ландшафтов, а не получение максимальной прибыли.
- Развитие экологического туризма на территории национальных парков является источником дохода и новых рабочих мест для местного населения, обладающего достаточно высоким уровнем образования и проживающего на территории или вблизи национальных парков, где высокий уровень безработицы. [4]
На территории Краснодарского края выделяются следующие ООПТ федерального значения:
1.Кавказский биосферный заповедник (создан 1924г.)- площадь 1909,52 км2, район г.Сочи.
2.Сочинский национальный парк (создан 1983г.)- площадь 1913км2, район Лазаревский.
3.Приазовский зоологический заказник (создан 1983г.)- площадь 450 км2, район Славянский.
4.Сочинский зоологический заказник - площадь 484,5 км2, район г.Сочи.
На региональном уровне ООПТ Краснодарского края включают следующие территории: 11 заказников, 405 памятников природы, 3 территории курортов краевого значения – Ейск, Горячий Ключ, курорты Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси).
А также два ООПТ местного уровня: Агинский ландшафтный заказник (18,4 км2, район Туапсинский) и Абраусский природно-исторический заказник (115 км2, район г.Новороссийска).
Заказники Краснодарского края организованы в целях сохранения и поддержания в естественном состоянии уникальных природных комплексов и воспроизводства охотничьих видов животных. Памятники природы имеют различный профиль, в том числе ботанический, водный, геологический, природно-исторический и др. Максимальное количество памятников природы в крае относится к ботаническим, предназначенным для сохранения и восстановления ценных ботанических объектов, наименьшее – к ландшафтным, предназначенным для сохранения и восстановления природных комплексов.
|
|
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).[5]
Итак, государственное управление включает следующие законодательные и нормативные документы, касающиеся экологического туризма на территории Краснодарского края:
На федеральном уровне [6]:
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 30.07.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс».
2. О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка: постановление Правительства РФ от 26.01.2007 г. № 47 (ред. от 22.04.2009 г.) // СПС «Консультант Плюс».
3. О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. Краснодарском крае и Республике Адыгея: постановление Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 833 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 42. - Ст. 5401.
4. О федеральной целевой программе «Юг России (2008-2012 годы)»: постановление Правительства РФ от 14.01.2008 г. № 10 (ред. от 25.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 4. -Ст. 264.
5. Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков: приказ Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 г. № 293 // СПС «Консультант Плюс».
6. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 г. № 1230-р // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 4146.
7. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: постановление Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452 // Собрание законодательства РФ. - 2007 - № 30. - Ст. 3942.
8. Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 28. - Ст. 3432.
9. Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации: приказ Федерального агентства по туризму от 11.07.2007 г. № 66 // СПС «Консультант Плюс».
10. Основные направления развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года: утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22.04.2003 г. № 342 // СПС «Консультант Плюс».
На региональном уровне [7]:
1. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
2. Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»
3. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»
4. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
5. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ
7. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»
|
|
8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ
9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ
10. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372
11. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденная Приказом Минприроды России от 29.12.1995 г. № 539 Приказ МПР Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 181 «об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»
12. Закон Краснодарского края N 938-КЗ от 25.10.2005 г. «О туристской деятельности в Краснодарском крае»
13. Закон Краснодарского края от 31.12.2003 г. № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края»
14. Закон Краснодарского края от 07.08.1996 г. № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края»
15. Закон Краснодарского края от 05.1.2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»
16. Закон Краснодарского края от 31.12.2003 г. № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края»
17. Закон Краснодарского края от 12.03.2007 г. № 1205-КЗ «Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края»
18. Постановление главы администрации Краснодарского края от 07.08.1997 г. № 332 «О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения»
19. Постановление главы администрации Краснодарского края от 17.04.2003 № 358 «Об утверждении дополнительных видов особо охраняемых природных территорий краевого значения»
20. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 августа 2010 года № 678 «Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения — природного орнитологического парка в Имеретинской низменности».
21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 1436-р «Об учреждении государственного природного заповедника «Утриш».
|
|
Рассмотрим целевую программу Краснодарского края, направленную на развитие туристического комплекса в регионе, его цели и задачи.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2010 г. N 400
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2011 - 2017 ГОДЫ
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора)
Краснодарского края от 07.12.2010 N 1096,
от 01.06.2011 N 547, от 30.06.2011 N 671,
от 28.09.2011 N 1060, от 04.06.2012 N 610,
от 20.07.2012 N 828)[8]
В целях реализации государственной политики, направленной на развитие туристской индустрии в Краснодарском крае, постановляю:
1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2017 годы (прилагается).(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 610)
2. Министерству курортов и туризма Краснодарского края (Куделя) организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных долгосрочной краевой целевой программой "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2017 годы.(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 610, от 20.07.2012 N 828)
3. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Касьянов) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Краснодарского края.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Н.В. Бутурлакина.(п. 4 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.07.2012 N 828)
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Основными целями Программы являются:
· комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
· создание условий для повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края;
· создание условий для круглогодичного функционирования предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и обеспечения доступности отдыха и лечения для широких слоев российских и иностранных граждан;
· создание условий для обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
· поддержка проектов создания туристских кластеров в Краснодарском крае;(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 610)
· участие в установленном законодательством порядке в создании горноклиматического курорта Лагонаки.(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 610)
Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих основных задач:
ü совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в области санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
ü сохранение, развитие и рациональное использование природных лечебных и туристских ресурсов Краснодарского края;
ü совершенствование туристского продукта Краснодарского края;
ü продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей Краснодарского края с применением рекламно-информационных технологий;
ü повышение квалификации специалистов санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
ü улучшение экологической обстановки на курортах Краснодарского края;
ü увеличение объемов услуг, оказываемых организациями санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
ü реконструкция Неберджаевского водохранилища в г. Новороссийске; (абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2011 N 671)
ü создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Краснодарском крае, в том числе: системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортная инфраструктура, а также благоустройство общественных пространств.(абзац введен Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 610)
Сроки реализации мероприятий Программы - 2011 - 2017 годы. (в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 610).
Министерством курортов и туризма Краснодарского края создан Проект «Стратегии развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года». [9]
Раздел 1. Оценка состояния санаторно-курортного и туристского комплекса краснодарского края
1.1 Анализ тенденций развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края
1.1.1 Общие сведения
Краснодарский край обладает богатейшим рекреационным потенциалом и уникальными природными лечебными ресурсами. Два теплых южных моря и более тысячи километров пляжей, снежные вершины гор и заповедные леса, уникальные памятники природы, истории, архитектуры и археологии предопределили судьбу Кубани как главного курорта России.
Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и представляет собой совокупность санаторно-курортных организаций, гостиниц, специализированных и индивидуальных средств размещения, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, объектов туристского показа, а также органов управления курортами.
В крае 33 курортных территории, из них 3 федерального, 3 краевого и 27 местного значения. К федеральным курортам относятся: города-курорты Сочи, Геленджик и Анапа.
В крае функционирует свыше 1300 коллективных средств размещения, 139 кемпингов, 600 турфирм, 460 объектов турпоказа.
Растительный и животный мир Краснодарского края отличается уникальностью и богатством флоры и разнообразием видового состава фауны, что в свою очередь привлекает туристов. На территории Краснодарского края представлены следующие категории особо охраняемых природных территорий:
· Федеральный Сочинский национальный парк;
· Международный федеральный Кавказский государственный биосферный заповедник;
· Федеральные (5 единиц) и региональные (14 единиц) зоологические заказники;
· памятники природы (более 250 единиц) и др.
Наличие большого числа особо охраняемых природных территорий в Краснодарском крае благоприятно для организации туристско-познавательных маршрутов.
Ключевым аспектом развития курортов является согласованное развитие туристического продукта в соответствии с целевым позиционированием курорта.
Туристический продукт представляет собой набор услуг в области проживания, питания, транспорта, дополнительных услуг.
Важной составной частью турпродукта является благоустройство курортных территорий.
Основу турпродукта Краснодарского края составляет санаторно-курортное лечение. Развитие санаторно-курортного комплекса возможно только при комплексном применении всего имеющегося лечебно-рекреационного потенциала: гидроминеральная база, пляжи, туристские ресурсы и др.
Региональные программы на основании Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июля 2008 года N 548 «О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края» департаментом природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края в настоящее время реализуется ведомственная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края» на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.08.2011 г. № 889. Цели программы — обеспечение повышения уровня экологической безопасности граждан и улучшения качества окружающей среды на территории Краснодарского края; внедрение системы экологического менеджмента для решения экологических проблем и стабилизации экологической обстановки; сохранение биологического разнообразия; охрана и развитие особо охраняемых природных территорий и др. Общий объем финансирования программы составит 1068954,0 тыс. рублей. Источником финансирования программы является краевой бюджет.
В 2011-2013 годах на развитие познавательного (экологического) туризма в заповедниках России из федерального бюджета будет выделено 2 миллиарда 400 миллионов рублей. Об этом сообщил министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев на совещании с директорами особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) обладают уникальными природными комплексами и являются более перспективными по уровню развития туристического потока. Они претендуют на дополнительный объем бюджетного финансирования для реализации программы по реконструкции и модернизации инфраструктуры ООПТ на 2012 – 2014 гг.
В то же время выделяется ряд проблем и недостатков, затрудняющих развитие экологического туризма на территориях национальных парков России. К ним можно отнести:
- Отсутствие согласованности действий по развитию экологического туризма на территориях национальных парков между органами местно самоуправления, самими национальными парками, турфирмами и местными жителями.
- Низкий уровень финансирования экологического туризма на территориях национальных парков со стороны государства и органов местного самоуправления. Как правило, средства на создание условий для развития экологического туризма, из государственного бюджета не выделяются, а получаемый парками доход от туризма очень мал для того, чтобы самостоятельно заниматься развитием своей территории.
- Слабо развитая нормативно-правовая база, нет единых методов определения рекреационных нагрузок и мониторинга, в результате чего неконтролируемый поток туристов приводит к деградации большого количества достопримечательностей парка.
- Неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры на территориях большинства национальны парков, которые в связи с этим не могут контролировать посещение парков туристами и экскурсантами.
- Отсутствие рекламно-информационных материалов, не все парки сегодня имеют свои сайты, не достаточно информации о районах проведения экологических туров, мало специализированной информации.
- Недостаточно высококвалифицированных специалистов в сфере организации и управления экологическим туризмом на территории национальных парков.
- Не достаточная информированность местного населения о возможностях экологического туризма и необходимости их участия в его развитие, результате чего, слабая предпринимательская активность местного населения.
- Отсутствие в большинстве парков оборудованных экологических троп, контрольно-пропускных пунктов, визит-центров, парковок для машин, видовых площадок.[10]
Рассмотрим экотуристический потенциал Северокавказских регионов по трем характеризуемым блокам потенциала (табл.1).
Таблица 1.[11]
Регионы | Оценки блоков потенциала | ||
Природный | Соц.-экономический | Экотур. инфрастр-ры | |
Респ. Ингушетия | |||
Карачаево-Черк.Респ. | |||
Респ. Дагестан | |||
Респ. Северная Осетия-Алания | |||
Ставропольский край | |||
Краснодарский край | |||
Респ.Адыгея | |||
Кабардино-Балкарская Респ. |
По таблице видно, что Краснодарский край отличается несколько более высоким совокупным экотуристическим потенциалом, нежели другие регионы. Это свидетельствует о больших возможностях развития экотуризма на территории края.