Монополистическая конкуренция – это такая ситуация на рынке, когда достаточно большое количество небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.
Характерные черты:
1. Достаточно большое число производителей, следовательно, доля каждого невелика, товарный сговор невозможен, отсутствует взаимозависимость.
2. Влияние на цену существует, хотя ограничено ценами на аналогичные товары.
3. Продукт дифференцирован: по качеству, по размещению, по упаковке, по стимулированию сбыта (реклама), по предоставляемым услугам.
4. Легкое вступление в отрасль (капиталы невелики, небольшой эффект масштаба, по сравнению с совершенной конкуренцией есть барьеры).
5. Широкое использование методов неценовой конкуренции.
График спроса в условиях монополистической конкуренции – это падающая нисходящая линия с отрицательным углом наклона.
По сравнению с графиком спроса в условиях совершенной конкуренции он более жесткий, по сравнению с монополией – более эластичный.
|
|
Понятие олигополии. Концентрация рынка. Коэффициент концентрации. Индекс Герфиндаля.
Олигополия занимает промежуточное положение между чистой монополией и совершенной конкуренцией, но отличается от них тем, что это более сложная экономическая ситуация.
Универсальной теории олигополии нет. Разработано множество моделей олигополистического поведения применительно к разным ситуациям. Наиболее известна модель Курно. Он рассмотрел простейший случай - дуополию (2 предприятия) и делает вывод:
1. Объём производства в условиях дуополии больше, чем в условиях монополии, но меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
2. Цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции, но ниже монопольных.