Понятие и характерные черты монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая ситуация на рынке, когда достаточно большое количество небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Характерные черты:

1. Достаточно большое число производителей, следовательно, доля каждого невелика, товарный сговор невозможен, отсутствует взаимозависимость.

2. Влияние на цену существует, хотя ограничено ценами на аналогичные товары.

3. Продукт дифференцирован: по качеству, по размещению, по упаковке, по стимулированию сбыта (реклама), по предоставляемым услугам.

4. Легкое вступление в отрасль (капиталы невелики, небольшой эффект масштаба, по сравнению с совершенной конкуренцией есть барьеры).

5. Широкое использование методов неценовой конкуренции.

График спроса в условиях монополистической конкуренции – это падающая нисходящая линия с отрицательным углом наклона.

По сравнению с графиком спроса в условиях совершенной конкуренции он более жесткий, по сравнению с монополией – более эластичный.

Понятие олигополии. Концентрация рынка. Коэффициент концентрации. Индекс Герфиндаля.

Олигополия занимает промежуточное положение между чистой монополией и совершенной конкуренцией, но отличается от них тем, что это более сложная экономическая ситуация.

Универсальной теории олигополии нет. Разработано множество моделей олигополистического поведения применительно к разным ситуациям. Наиболее известна модель Курно. Он рассмотрел простейший случай - дуополию (2 предприятия) и делает вывод:

1. Объём производства в условиях дуополии больше, чем в условиях монополии, но меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

2. Цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции, но ниже монопольных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: