1)Рынок полностью или частично локализирован на определённой территории (например, из-за высоких транспортных расходов или госпошлин на ввоз товаров)
2) Большой эффект масштаба
3)Владение патентами, контроль над стратегическим сырьём (дополнительный барьер)
4)Финансовые барьеры
5)Эффект слияния
Закономерности олигополистического рынка:
1. Цены имеют тенденцию к стабильности
2. Изменение цен в одними фирмами ведет к изменению цен другими фирмами (всеобщая взаимозависимость)
3. Широко используется неценовая конкуренция
4. Продукт может быть и однороден, и дифференцирован, поэтому олигополия бывает чистая и дифференцированная.
1 Ломаная кривая спроса
Предполагает наличие 3х производителей на рынке
2 варианта поведения
Фирма А изменяет цену, фирмы В и С следуют ей | Фирма А изменяет цену, фирмы В и С игнорируют |
Если фирма А увеличивает цену и В и С тоже увеличивают, то снижается объем продаж, т.к. покупатели будут искать заменители в других отраслях (Объем спрос снижается) | Если фирма А увеличивает цену и В и С ее игнорируют, то снижается число покупателей у фирмы А, а у В и С увеличивается, те происходит перераспределение покупателей внутри отрасли |
Если фирма А снижает цену и В и С тоже снижают, то растет объем сбыта, т.к. увеличивается число покупателей из других отраслей (Объем спроса растет) | Если фирма А снижает цену и В и С ее игнорируют, то растет число покупателей у фирмы А за счет покупателей фирм В и С |
В целом характерен жесткий график спроса (внутри отрасли выбора нет: либо покупать, либо уходить) | Более эластичный график (либо купить у фирмы А, либо у фирм В и С) |
|
|
В реальности при росте Р фирмы А, В и С ее игнорируют (участок на графике красным вверху), спрос эластичен
При снижении Р фирмы А, В и С следуют (зеленым ниже) спрос жесткий
Из-за резкого перепада эластичности график ломается. Происходит разрыв графика предельной доходности MR. Изменение издержек на участке (а;в) не влияет на Р и Q олигополиста.
Теория объясняет, почему редко происходит изменение Р на олигополистическом рынке. Любое изменение цен может привести к худшему положению. Изменение издержек в определенных пределах не влияет на Р и Q.
Эта стратегия не объясняет, почему первоначально цена была на уровне Р1 и не объясняет, почему цены достаточно неэластичны в сторону роста и более эластичны в сторону снижения. Отсюда идет ценовая неопределенность и возможность ценовой войны.
Сговор возможен, когда фирм несколько и они непосредственно соглашаются о фиксации цен, разделе рынка или ограничении конкуренции между собой иным образом. Недостаток ломаной кривой спроса – состояние неопределенности и риск возникновения ценовой войны. Тайный сговор уменьшает неопределенность и увеличивает прибыль.
|
|
Если фирмы достигают согласия, то на рынке устанавливается модель чистой монополии. Определение Р и Q происходит по принципам совершенной монополии.
Препятствия к сговору:
1. Различия в издержках и спросе (договор возможен, если МС=МR в точке а, а здесь Р и Q у всех разное)
2. Число фирм (чем больше фирм, тем труднее договориться)
3. Мошенничество (скрытое снижение цены)
4. Спад в экономике (резкое снижение цен, развал соглашений)
5. Возможное вступление (при росте цен и прибыли могут вступить новые фирмы, но прибыль каждого снизится и возникнут новые разногласия)
6. Правовые препятствия (Антимонопольное законодательство и другие препятствия ограничению конкурентной борьбы)
Показатели монополизации рынка.
1. Индекс концентрации
Концентрация производства – это сосредоточение рынка в руках одной или нескольких фирм. Наиболее популярны индексы концентрации, рассчитанные по 4м и 7ми фирмам. Чтобы рассчитать эти индексы, складывают доли самых крупных 4х или 7-ми фирм на рынке.
2. Индекс Герфиндаля – Хиршмана (HHI) учитывает все фирмы. Для вычисления значения индекса доля каждой фирмы возводится в квадрат и суммируется. В зависимости от значения индекса, рынки делятся на низкоконцентрированные, умеренноконцентрированные, высококонцентрированные.
Если НHI<1000, рынок низкоконцентрированный (почти совершенная конкуренция)
1000<НHI<1800, рынок умеренноконцентрированный
НHI>1800, то высококонцентрированный
НHI=10000, то 1 фирма владеет 100%м производством.