Ценовая дискриминация. Ценовой дискриминацией называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара

Ценовой дискриминацией называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям, при этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей.

(Слово «дискриминация» означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».)

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по ее цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер. В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок):

- скидки на объем поставок (чем больше объем заказа, тем больше скидка к цене);

- кумулятивные скидки (цена проездного билета на год дешевле ежемесячного проездного);

- ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах на дневное и вечернее время) и т.д.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей, каждой из которых продавец назначает свои цены. Примерами подобной практики в России могут служить различные цены:

- на авиабилеты эконом- и бизнес-класса;

- билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров

и т.д.




double arrow
Сейчас читают про: