Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложение, формирование равновесной цены. Закон спроса и предложения.
Спрос – это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести на рынке. Величина спроса зависит от ряда факторов и такую зависимость в экономической теории принято называть спросом.
Функции спроса
K – Денежные доходы потребителей.
L – вкусы и предпочтения покупателей.
M – потребительские ожидания.
N – общее число покупателей на рынке.
T – накопленное имущество потребителей.
P | ||||
Q |
D
Предложения и его функция. Предложение – это количество товаров и услуг которые продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос предложение зависит от следующих основных факторов.
C – наличие производственных ресурсов у производителя.
К – применяема технология (с точки зрения временных и ресурсных затрат).
R – налоги и дотации производителя.
N – число продавцов на рынке.
P | ||||
Q |
S
|
|
Рыночное равновесие. Формирование равновесной рыночной цены
Рынок выполняет саморегулирующую функцию сводят продавцов и покупателей, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекается. Если интересы продавцов и покупателей совпадают в данный момент времени, то возникает рыночное равновесие и формируется равновесная рыночная цена. Равновесная рыночная цена – это результат большого количества сделок на рынке, хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся.
Рассмотрение ситуации рыночного равновесия и формирование равновесно рыночной цены.
Экономический закон спроса и предложения
Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, который как и все экономические законы не носят абсолютного характера и проявляются лишь в массовом порядке.
Закон спроса имеет исключения, его действию не подвержены товары первой необходимости при увеличении цен, на который спрос значительно не снижается. В экономической теории такие товары называют товарами Гиффена. Проявление действия закона спроса осложняется двумя эффектами.
1. Эффект престижного потребления (эффект Веблена).
2. Эффект ажиотажного спроса на дефицитные товары.
Действие закона спроса о взаимосвязи с предложениями в экономической теории называют законом спроса и предложением.