Понятие рынка. В экономической теории рынок в сферах экономических отношений между людьми по поводу купли продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.
Рынок выполняет следующие важные функции:
1. Саморегулирование экономики. Основана на взаимодействии спроса и предложения, с помощью, которой даются ответы, что, как и для кого производить.
2. Стимулирующая функция, позволяющая победить в конкурентной борьбе лучшего производителя.
3. Учетная функция. Посредством, которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям.
4. Посредническая функция позволяющая сводить агентов рынка.
Основные достоинства и недостатки рынка.
Достоинства:
· Обеспечивает свободу выбора деятельности и ответственность за результаты.
· Эффективно распределяет ресурсы на основе рационального ведения хозяйства.
· Гарантирует гибкость и приспособляемость к изменяемым условиям хозяйствования.
|
|
· Обладает высокой чувствительностью к новым технологиям и товарам, позволяющая реализовывать достижения научно технического прогресса (НТП).
· Действует рынок на основе принципа саморегулирования.
· Создаёт систему побудительных мотивов и материальных стимулов хозяйственной деятельности.
Недостатки:
· Представляет собой нестабильную систему поддержанную спадом и подъёмом.
· Не гарантирует людям право на труд и доход порождает экономическая и социальное неравенство.
· Не обеспечивает защиты окружающей среды.
· Не охватывает фундаментальных исследований науки.
· Ориентируется только на денежный доход, не способствует решению общих социальных задач общества.
Границы развития рынков.
Уровень темп и граница развития рыночных отношений зависит от выгодности обмена для его участников. Этот механизм объясняет «теорема обмена» Адама Смита и теореме «границ рынка» Р. Коуза. Суть теоремы обмена Адама Смита заключается в том что рыночный обмен выгоден и продавцам и покупателям, поэтому вызывает углубления разделения труда и специализацию производства. В итоге растут объемы производства и снижаются издержки на изготовление продукции, т.е. увеличивается производительность труда. Одновременно с этим растут затраты на продажу произведенных товаров, из транспортировку, сохранность, обслуживание денежных расчетов и потоков. Вывод теоремы: следовательно рынок расширяется до тех пор пока рост затрат на обращение товаров не превысит экономию от увеличения масштаба производства.
|
|
Теорема Ричарда Коуза разработанная 2 века спустя дополняет характеристику границ рынка показателем урегулированности отношений собственности: если они урегулированы законом, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства и рынок растет по принципам теоремы Адама Смита, но если правовая база хозяйственных отношений слаба, то государство вынуждено вмешиваться в дела бизнеса, быть арбитром спора. Для фирм и бизнеса это оборачивается увеличением риска при сделках, ростом издержек на судебные иски, содержание адвокатов, провведение различных экспертиз и т.д. В результате фирмы и бизнесмены уходят в тень, обзоводятся «криминальными крышами» пытаясь защититься от роста затрат и как следствие рынок перестает расширятся.
Принципы классификации рынков и рыночная инфраструктура.
В экономической теории существует особенная базовая классификация рынка – это по степени влияния продавцев и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию Выделяют:
1. Рынки совершенной конкуренции (близкие к идеальным рынкам).
2. Рынки не совершенной конкуренции (рынки с различной степенью влияния продавцев на цены).
Принципы классификации рынков.
1. По объектам:
· Рынок по товаром и услуг
· Рынок рабочей силы
· Рынок жилья и т.д.
2. По субъектам
· Рынок покупателей
· Рынок продавцев
· Рынок гос. Заказов
· Рынок посредников.
3. По географическому положению
· Местыне
· Региональные
· Национальные
· Мировой рынок.
4. По уровню насыщенности.
· Избыточный
· Равновесный
· дефицитный
5. По степени зрелости
· Не развитиый
· Деформированный
· Формирующийся
· Развитый.
6. По характеру продаж
· Оптовый
· розничный
7. по отраслям
· автомобильный
· компьютерный
· нефтяной и т.д.
8. По соответствии с законом
· Легальный.
· Не легальный: черный (уход от налогообложения), серый (подделки)
Рыночная инфраструктура
7. санирования.
Рыночная инфраструктура.
Государственные Профсоюзы Коммерческие структуры
институты управления Различные высшие 1. Коммерческие банки
1. Центробанк и казначейство. профессиональны 2. Товарные и фондовые биржи
2. Налоговая служба. и технические 3. Консалтинговое и аудиторские
3. Таможенные органы. учебные заведения компании
4. Банковская система. 4. Рекрутинговые агентства
5. Биржа труда. 5. Союзы потребителей
6. Торговая палата.