Лекция 6. 10. 10. 12 Рынок как экономическая категория. Границы развития рынка, классификация рынков. Структура и инфраструктура рынка

Понятие рынка. В экономической теории рынок в сферах экономических отношений между людьми по поводу купли продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет следующие важные функции:

1. Саморегулирование экономики. Основана на взаимодействии спроса и предложения, с помощью, которой даются ответы, что, как и для кого производить.

2. Стимулирующая функция, позволяющая победить в конкурентной борьбе лучшего производителя.

3. Учетная функция. Посредством, которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям.

4. Посредническая функция позволяющая сводить агентов рынка.

Основные достоинства и недостатки рынка.

Достоинства:

· Обеспечивает свободу выбора деятельности и ответственность за результаты.

· Эффективно распределяет ресурсы на основе рационального ведения хозяйства.

· Гарантирует гибкость и приспособляемость к изменяемым условиям хозяйствования.

· Обладает высокой чувствительностью к новым технологиям и товарам, позволяющая реализовывать достижения научно технического прогресса (НТП).

· Действует рынок на основе принципа саморегулирования.

· Создаёт систему побудительных мотивов и материальных стимулов хозяйственной деятельности.

Недостатки:

· Представляет собой нестабильную систему поддержанную спадом и подъёмом.

· Не гарантирует людям право на труд и доход порождает экономическая и социальное неравенство.

· Не обеспечивает защиты окружающей среды.

· Не охватывает фундаментальных исследований науки.

· Ориентируется только на денежный доход, не способствует решению общих социальных задач общества.

Границы развития рынков.

Уровень темп и граница развития рыночных отношений зависит от выгодности обмена для его участников. Этот механизм объясняет «теорема обмена» Адама Смита и теореме «границ рынка» Р. Коуза. Суть теоремы обмена Адама Смита заключается в том что рыночный обмен выгоден и продавцам и покупателям, поэтому вызывает углубления разделения труда и специализацию производства. В итоге растут объемы производства и снижаются издержки на изготовление продукции, т.е. увеличивается производительность труда. Одновременно с этим растут затраты на продажу произведенных товаров, из транспортировку, сохранность, обслуживание денежных расчетов и потоков. Вывод теоремы: следовательно рынок расширяется до тех пор пока рост затрат на обращение товаров не превысит экономию от увеличения масштаба производства.

Теорема Ричарда Коуза разработанная 2 века спустя дополняет характеристику границ рынка показателем урегулированности отношений собственности: если они урегулированы законом, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства и рынок растет по принципам теоремы Адама Смита, но если правовая база хозяйственных отношений слаба, то государство вынуждено вмешиваться в дела бизнеса, быть арбитром спора. Для фирм и бизнеса это оборачивается увеличением риска при сделках, ростом издержек на судебные иски, содержание адвокатов, провведение различных экспертиз и т.д. В результате фирмы и бизнесмены уходят в тень, обзоводятся «криминальными крышами» пытаясь защититься от роста затрат и как следствие рынок перестает расширятся.

Принципы классификации рынков и рыночная инфраструктура.

В экономической теории существует особенная базовая классификация рынка – это по степени влияния продавцев и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию Выделяют:

1. Рынки совершенной конкуренции (близкие к идеальным рынкам).

2. Рынки не совершенной конкуренции (рынки с различной степенью влияния продавцев на цены).

Принципы классификации рынков.

1. По объектам:

· Рынок по товаром и услуг

· Рынок рабочей силы

· Рынок жилья и т.д.

2. По субъектам

· Рынок покупателей

· Рынок продавцев

· Рынок гос. Заказов

· Рынок посредников.

3. По географическому положению

· Местыне

· Региональные

· Национальные

· Мировой рынок.

4. По уровню насыщенности.

· Избыточный

· Равновесный

· дефицитный

5. По степени зрелости

· Не развитиый

· Деформированный

· Формирующийся

· Развитый.

6. По характеру продаж

· Оптовый

· розничный

7. по отраслям

· автомобильный

· компьютерный

· нефтяной и т.д.

8. По соответствии с законом

· Легальный.

· Не легальный: черный (уход от налогообложения), серый (подделки)

Рыночная инфраструктура

7. санирования.

Рыночная инфраструктура.

Государственные Профсоюзы Коммерческие структуры

институты управления Различные высшие 1. Коммерческие банки

1. Центробанк и казначейство. профессиональны 2. Товарные и фондовые биржи

2. Налоговая служба. и технические 3. Консалтинговое и аудиторские

3. Таможенные органы. учебные заведения компании

4. Банковская система. 4. Рекрутинговые агентства

5. Биржа труда. 5. Союзы потребителей

6. Торговая палата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: