double arrow

Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

1) В.И. Слободчиков

1 ступень - оживление (0-12мес)

2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)

3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)

4 ступень - индивидуализация (17-42года)

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Младенчество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профессиональная учеба.   Освоение профессионально-трудовых умений
Зрелость после 25 20-50 лет - зрелость, 50-75 -поздняя зрелость, 75-.. -старость    

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: