Учение о возрасте как единице анализа детского развития

Становление и развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л.С.Выготского, который разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития. Возраст или возрастной период – это цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику. Следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим (паспортным) возрастом отдельного ребенка.

Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже.

Каждый психо­логический возраст рассматривается на основе следующих критериев: 1) социальная ситуация развития (круг общения и характер взаимоотношений со взрос­лыми и сверстниками в семье, школе, спортивной секции и т.д., с обществом в целом; 2) уровни развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятель­ности (игры, учения, рисования, конструирования); 3) новообразования в сфере сознания и личности (под понятием «новообразования» следует понимать «те психические и соци­альные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые... определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь» (Л.С. Выготский); 4) кризис (переломные точки возрастного развития, отделяющие один возраст от другого).

Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сенситивный, по Л.С. Выготскому) период развития. Так, знание сенситивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для педагогических воздействий в сфере физической культуры. Например, быстрота движений успешнее развивается и у мальчиков и у девочек в 7–9 лет, а скоростная сила у девочек – в 9–10.

4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития. К стабильным периодам относятся младенческий возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Критическими периодами считаются переходные, характеризующие кризисы: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростничества, юношества, кризис «середины жизни».

Важным фактором, позволяющим судить об особенностях того или иного возраста, является характерная для него ведущая деятельность. Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического разви­тия, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятель­ность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят измене­ния психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Смена веду­щих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению положения в системе отношений с другими людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: