существенные и всеобщие свойства действительности.
1. Бытие – небытие. Диалектика
– бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её
постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития
некоторые характеристики бытия, переходя в иное себе состояние, исчезают, то есть
уходят в небытие, что говорит о неразрывной связи и взаимопереходах бытия и
небытия.
2. Единичное – общее. Диалектика
Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны, ведь каждый объект
или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно:
– нечто общее можно всегда понимать как единичное, если рассматривать его
в отдельности собственной совокупности его явления,
– а нечто единичное само является общим для множества единичных свойств,
из которых оно само собрано;
– любое единичное всегда определяется в своих характеристиках связями и
отношениями того общего, в состав которого оно входит;
– любое общее характеризуется особенностями тех единичных элементов, из
которых само же и состоит.
3. Причина – следствие. Диалектика
Причина и следствие находятся в постоянном взаимодействии не только как
предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на
друга факторы развития. Хотя причина во времени и предшествует следствию, однако
всегда существует некая длительность их сосуществования вместе. Во время этого
совместного сосуществования не только причина определяет следствие, но и следствие
обладает возможностью активно воздействовать на причину. Таким образом, на
развитие действительности оказывает влияние не только причина, но и то, какова природа
порождаемого ею следствия.
Следовательно, в результате причинно-следственных взаимодействий возникает
некая обратная связь в виде, наоборот, следственно-причинных взаимодействий,что
приводит к самоорганизации развития действительности, поскольку возникает эффект
самоформирующихся условий развития, когда следствие изменяет причину, то есть
вносит в процесс развития внутренне возникающие факторы.
4. Случайность – необходимость. Диалектика
Диалектика понимает любой процесс действительности как результат
сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при
возникновении в любом процессе противоречий, появляется внутренняя необходимость
их разрешения, которая подчиняет данный процесс именно этой цели.
Таким образом, для диалектики необходимость является сутью развития
действительности, которая содержится в исходных противоречиях любого процесса.
Когда же данная необходимость начинает вести процесс по пути разрешения
противоречий, то внешнюю форму этого разрешения может определять случайность.
То есть в диалектике необходимость является внутренней сутью процессов