Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?».
У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу. Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была провинциальная телестанция, с очень маленьким бюджетом, и заполучить себе гостей из числа звезд Донахью было нелегко. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире.
|
|
Дебют The Phil Donahue Show состоялся в Дейтоне (штат Огайо). Первым гостем на Phil Donahue Show стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой он обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах.
Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами сегодняшнего жанра.
В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких, провинциальных – появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.
Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии».
Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста.
Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.
|
|
Не только имя Владимира Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали. Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д.
Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.
Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».
Диалогические (разговорные) жанры телевидения на протяжении полустолетия сохраняют традиционную структуру и прежние названия. Однако в последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи с новым для нас названием – ток-шоу. В переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире.
Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Ток-шоу Владимира Познера или Юлии Меньшовой на одном полюсе, Артура Крупенина или Елены Ханга на другом – свидетельствует о необычайной тематической и функциональной широте этой жанровой разновидности. Но ее интенсивная экспансия практически на всех телеканалах – свидетельство открытости миру и одно из следствий коммерциализации наших СМИ, борьбы за массового зрителя (как потребителя рекламы) любой ценой.
Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону и «громкой связи» в студии. Более сложные ток-шоу (типа «Пресс-клуба») строятся как обсуждение видеорепортажей. Возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»).
|
|
Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира.
Ток-шоу – жанр, появившийся в российском телевизионном эфире очень недавно. Суть его хорошо передаёт русский перевод термина – разговорное зрелище. Фактически это те же беседа или дискуссия. Отличие заключается в том, что зрите-ли находятся не у экранов телевизоров, а присутствуют при разговоре в студии. При этом можно выделить две основные модели ток-шоу.
В первой зрители пассивны, они, создавая лишь шумовое сопровождение, аплодируют, свистят и другими способами выражают своё отношение к происходящему на съёмочной площадке. Но даже эта эмоциональность, которую делают зрители в студии, делает разговор специалистов гораздо более интересным для зрителей у экрана.
Во второй модели зрители довольно активно включены в обсуждение возникающих вопросов. Такой разговор более эмоционален, хотя нередко эмоциональность превосходит рациональность, и разговор рискует утонуть в море эмоций, когда вместо поиска решения проблемы люди просто хотят выговориться, отвести душу.
Ток-шоу часто используют вставки из заранее подготовленных ведущим корреспонденций, интервью, репортажей, комментариев и т.д. Такие вставки делают видеоряд передачи значительно более интересным, и, вместе с яркими эмоциями зала, это создаёт увлекательное зрелище.
В силу участия в ток-шоу большого количества людей, которые заранее не подготовлены к каким-то ролям, оно представляет собой жанр в большой степени импровизационный. Отсюда огромное значение получает личность ведущего, его умение мгновенно реагировать на изменяющуюся ситуацию, управлять толпой, увлекать её и вести к намеченной цели. Хотя написать подробный сценарий такой передачи невозможно, она должна быть по возможности продумана во всех возможных вариантах развития. Известно, что импровизация хороша, когда она заранее подготовлена.
|
|
Следует отметить, что ток-шоу в известной степени «народные» передачи, в отличие от комментариев, бесед и дискуссий, более нацеленных на внимание элитного зрителя. Ток-шоу позволяют зрителю вместе с большим количеством простых людей – зрителей в студии – высказать своё мнение публично, почувствовать себя в коллективе единомышленников. Зритель ток-шоу сродни зрителю спортивного соревнования: он может вместе с тысячами таких же болельщиков поболеть не в одиночестве у экрана. Это же облегчает и задачу формирования общественного мнения. Отсюда большая популярность этого жанра как среди зрителей, так и у профессионалов телевидения.
На радио ток-шоу не получило распространения: оно не даёт возможности различать голоса участников, нередко говорящих одновременно, перебивая друг друга. Слушателю разобраться в этой какофонии будет едва ли возможно, и следить за развитием разговора он не сможет.