Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже

Периоды Подпериоды и стадии Возраст
  I. Сенсомоторный ин­теллект (0—2 года) 1. Упражнение рефлексов 0—1 месяц
2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции 1 —4 месяца
3. Вторичные круговые реакции 4—8 меся­цев
4. Начало практического интеллекта 8— 12 меся­цев
5. Третичные круговые реакции 12-18 месяцев
6. Начало интериоризации схем действий 18-24 ме­сяца
II. Репрезентативный интеллект и конкрет­ные операции (2-11 лет) 1. Дооперациональные представления 2-7 лет
2. Конкретные операции 7-11 лет
III. Формальные операции   11-15 лет

Формальная логика, по Ж. Пиаже, — это высшая сту­пень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ре­бенка представляет собой переход от низших стадий к выс­шим. Но при этом каждая предшествующая стадия подго­тавливает последующую, перестраивается на более высо­ком уровне.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (происхождение и развитие высших психических функций, роль интериоризации в процессе психического развития ребенка, проблема «обучение и развитие»).

Л.С. Выготский рассматривает онтогенез культурного развития ребенка следующим образом.

"Развитие ребенка нельзя свести к простому росту и созреванию врож­денных качеств. В процессе своего развития ребенок "перевооружается", изме­няет свои самые основные формы приспособления к миру. Этот процесс выра­жается в том, что непосредственное приспособление к миру с помощью зало­женных от природы "натуральных" возможностей сменяется другой, более сложной стадией: ребенок вступает в контакт с миром не сразу, а вырабатывает сначала некоторые приемы, приобретает некоторые "культурные навыки" он начинает употреблять всякого рода "орудия" и знаки и уже через их посредство осуществляет стоящие перед ним задачи, и осуществляет их значительно ус­пешнее, чем это делал раньше.

... Мы можем говорить о том, что ребенок переживает определенные ста­дии культурного развития, каждая из которых характеризуется различным от­ношением ребенка к внешнему миру, различным характером пользования объ­ектами и различными формами изобретения и употребления отдельных куль турных приемов, будь то какая-либо система, выработанная в процессе разви­тия культуры, или прием, изобретенный в течения роста и приспособления лич­ности.

Вспомним, как ребенок постепенно учится ходить. Как только достаточно окрепли его мышцы, он начинает передвигаться по земле тем примитивным способом, каким передвигаются животные, способом, какой заложен в нем от природы. Он ползает на четвереньках, и П.П. Блонский - один из крупных педо­логов говорит, что ребенок раннего возраста напоминает нам небольшое чет­вероногое животное, нечто вроде "обезьяноподобной кошки". Это животное продолжает некоторое время передвигаться таким примитивным способом; од­нако спустя несколько месяцев оно начинает подниматься на ноги: ребенок на­чинает ходить. Обычно это происходит не сразу. Сначала он пользуется внеш­ними предметами, держится за них; он пробирается, держась за край кровати, за руку взрослого, за стул, таща этот стул за собой и опираясь на него. Короче - его ходьба еще не готова, она еще "в лесах" тех внешних орудий, с помощью которых она создается. Еще месяц-другой - и ребенок, выросши из этих "лесов", отбрасывает их, внешняя помощь ему больше не нужна, внешние орудия заме­няются сложившимися внутренними нейродинамическими процессами: у него развились крепкие ноги, достаточная устойчивость и координация движения - он перешел в стадию окончательно сформировавшейся ходьбы.

Уже здесь мы видим, что развитие определенной функции ребенка про­ходит через несколько фаз, которые можно проследить на почти любом про­цессе, от простых и до наиболее сложных.

• фаза натуральных форм поведения (примитивная фаза). К любой си­туации ребенок приспособляется исключительно при посредстве тех естест­венных натуральных функций, которыми он обладает; мысль о том, что данную задачу он может разрешить более совершенным способом, применяя какие-нибудь приемы, функционально используя стимулы как знаки - эта мысль еще чужда ему. Чтобы развиться дальше, он должен перейти от этой натуральной стадии поведения к более сложной: он должен расширить свои естественные возможности, научившись пользоваться орудиями и приемами; из натуральной стадии поведения он должен перейти в культурную.

• фаза наивного отношения к внешним культурным операциям, или "ма­гическая" фаза, т.е. ребенок выполняет действия с культурными предметами, однако не понимает смысла таких действий. Далее ребенок осмысливает меха­низмы действия культурных орудий или знаков и начинает сознательно ими пользоваться.

• ребенок отказывается от употребления внешних культурных орудий, внутренние приемы заменяют внешние культурные орудия или знаки.

Так, нервно-психические процессы, развиваясь и трансформируясь, на­чинают строиться по совершенно иной системе. Из натуральных они превра­щаются в сложные, образованные в результате культурного воздействия и влияния ряда условий, и в первую очередь активного общения со средой." (По книге Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Этюды по истории поведения. М., 1993).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: