Периоды | Подпериоды и стадии | Возраст |
I. Сенсомоторный интеллект (0—2 года) | 1. Упражнение рефлексов | 0—1 месяц |
2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции | 1 —4 месяца | |
3. Вторичные круговые реакции | 4—8 месяцев | |
4. Начало практического интеллекта | 8— 12 месяцев | |
5. Третичные круговые реакции | 12-18 месяцев | |
6. Начало интериоризации схем действий | 18-24 месяца | |
II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет) | 1. Дооперациональные представления | 2-7 лет |
2. Конкретные операции | 7-11 лет | |
III. Формальные операции | 11-15 лет |
Формальная логика, по Ж. Пиаже, — это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (происхождение и развитие высших психических функций, роль интериоризации в процессе психического развития ребенка, проблема «обучение и развитие»).
|
|
Л.С. Выготский рассматривает онтогенез культурного развития ребенка следующим образом.
"Развитие ребенка нельзя свести к простому росту и созреванию врожденных качеств. В процессе своего развития ребенок "перевооружается", изменяет свои самые основные формы приспособления к миру. Этот процесс выражается в том, что непосредственное приспособление к миру с помощью заложенных от природы "натуральных" возможностей сменяется другой, более сложной стадией: ребенок вступает в контакт с миром не сразу, а вырабатывает сначала некоторые приемы, приобретает некоторые "культурные навыки" он начинает употреблять всякого рода "орудия" и знаки и уже через их посредство осуществляет стоящие перед ним задачи, и осуществляет их значительно успешнее, чем это делал раньше.
... Мы можем говорить о том, что ребенок переживает определенные стадии культурного развития, каждая из которых характеризуется различным отношением ребенка к внешнему миру, различным характером пользования объектами и различными формами изобретения и употребления отдельных куль турных приемов, будь то какая-либо система, выработанная в процессе развития культуры, или прием, изобретенный в течения роста и приспособления личности.
Вспомним, как ребенок постепенно учится ходить. Как только достаточно окрепли его мышцы, он начинает передвигаться по земле тем примитивным способом, каким передвигаются животные, способом, какой заложен в нем от природы. Он ползает на четвереньках, и П.П. Блонский - один из крупных педологов говорит, что ребенок раннего возраста напоминает нам небольшое четвероногое животное, нечто вроде "обезьяноподобной кошки". Это животное продолжает некоторое время передвигаться таким примитивным способом; однако спустя несколько месяцев оно начинает подниматься на ноги: ребенок начинает ходить. Обычно это происходит не сразу. Сначала он пользуется внешними предметами, держится за них; он пробирается, держась за край кровати, за руку взрослого, за стул, таща этот стул за собой и опираясь на него. Короче - его ходьба еще не готова, она еще "в лесах" тех внешних орудий, с помощью которых она создается. Еще месяц-другой - и ребенок, выросши из этих "лесов", отбрасывает их, внешняя помощь ему больше не нужна, внешние орудия заменяются сложившимися внутренними нейродинамическими процессами: у него развились крепкие ноги, достаточная устойчивость и координация движения - он перешел в стадию окончательно сформировавшейся ходьбы.
|
|
Уже здесь мы видим, что развитие определенной функции ребенка проходит через несколько фаз, которые можно проследить на почти любом процессе, от простых и до наиболее сложных.
• фаза натуральных форм поведения (примитивная фаза). К любой ситуации ребенок приспособляется исключительно при посредстве тех естественных натуральных функций, которыми он обладает; мысль о том, что данную задачу он может разрешить более совершенным способом, применяя какие-нибудь приемы, функционально используя стимулы как знаки - эта мысль еще чужда ему. Чтобы развиться дальше, он должен перейти от этой натуральной стадии поведения к более сложной: он должен расширить свои естественные возможности, научившись пользоваться орудиями и приемами; из натуральной стадии поведения он должен перейти в культурную.
• фаза наивного отношения к внешним культурным операциям, или "магическая" фаза, т.е. ребенок выполняет действия с культурными предметами, однако не понимает смысла таких действий. Далее ребенок осмысливает механизмы действия культурных орудий или знаков и начинает сознательно ими пользоваться.
• ребенок отказывается от употребления внешних культурных орудий, внутренние приемы заменяют внешние культурные орудия или знаки.
Так, нервно-психические процессы, развиваясь и трансформируясь, начинают строиться по совершенно иной системе. Из натуральных они превращаются в сложные, образованные в результате культурного воздействия и влияния ряда условий, и в первую очередь активного общения со средой." (По книге Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Этюды по истории поведения. М., 1993).