Проблема специфики психического развития человека

Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюциониз­ма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, куль­турно-историческую концепцию развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого орга­нического созревания, в процессе общественной жизни сами при­родные потребности человека претерпели глубокие изменения, воз­никли и развились новые человеческие потребности.

Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее ок­ружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материали­зованный в предметах материальной и духовной культуры. Среда содержит идеаль­ные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться. Высшие психические функции взрослого чело­века, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отноше­нию к действиям и речи ребенка), задающие направление онтогене­тического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «простран­ство» существования идеальных форм, которые присваиваются ин­дивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его пси­хики.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — ов­ладение общественным опытом, присвоение исторически сложив­шихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выгот­ский считал подражание ребенка взрослому.

Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры.

Необходимым условием развития ребенка является полноцен­ность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг. Нельзя отрицать огромную вариатив­ность «природных особенностей», недооценивать значение факто­ров, благоприятных или осложняющих органическое развитие.

Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в че­ловеческом обществе (стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Кроме того, обучение как специально организованный, целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития. Таким образом, под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особен­ности мозга и общение.

Выготский разработал новый, экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Идея метода формирующего эксперимента состоит в воссоздании генезиса определенных форм по­ведения, причем важно не просто констатировать этапы смены од­них форм другими, но изучить самый процесс перехода кэтим новым формам. Экспериментально-генетический метод Выготско­го реализует принцип историзма в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: