Раздел 5. Развитие идей личности в российской психологии

Тема 10. Идея личности в российской психологии: типологический подход. Характеристика личности в концепциях отечественной психологии.

Личность как ценностное понятие. Необходимость развития творческой личности и ее базовой культуры. Личность и развитие ее сущностных сил как ведущая человеческая ценность. Готовность личности к определенному способу действия. Ориентации как направленность личности на те или иные ценности. Общепсихологический подход к ценностным ориентациям личности. Междисциплинарный и наддисциплинарный статус личности. два типа рассмотрения личности: объективный и субъективный. Четыре исторически сложившихся способа существования идей личности:

1. Появление самой идеи личности (П.Сорокин, М.М.Троицкий, В.С.Соловьев);

2. Сохранение идеи личности в столкновении с обществом (Б.Г.Ананьев, Д.Н.Узнадзе, П.П.Блонский, Л.С.Выгодский);

3. «Возрождение» идеи личности в ситуации амбивалентного отношения общества к «личностному» в человеке (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, А.А.Кроник);

4. «Самоосуществление» идеи личности (В.С.Мухина, В.А.Петровский, К.А.Абульханова-Славская).

Тенденция рассмотрения целостной личности как интегративная тенденция.

Психология субъекта в российской психологии: С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Б.Г,Ананьев, В.А. Петровский. Концепция человека С.Л.Рубинштейна. Два основных способа существования человека в мире по С.Л.Рубинштейну: человек в системе «объект-деятельность-субъект» человек в системе «мир-бытие-субъект жизни». Субъект как особая особая категория, описывающая источник познания и преобразования действительности. Субъективность как новое качество бытия, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворчеству; субъектная активность как наиболее существенный фактор развития.

Личность как «системное качество», характеризующее индивида именно как личность. Личность как момент деятельности в трудах А.Н.Леонтьева: деятельность субъекта как исходная единица психологического анализа личности, как ядро личности; потребность как первоначальная предпосылка и условие деятельности; межмотивационные отношения как важнейшая характеристика личности; отношения иерархии мотивов.

А.В. Петровский о представлении соотношения биологического и социального, индивидуально-типического и социально-психологического в личности: три типа атрибуции личностного аспекта бытия; личность в системе устойчивых межличностных связей; понятие «метаиндивидная атрибуция»; изменение смысловых образований индивида при воздействии других; субьективность как определяющая характеристика личности; «постулат сообразности»; адаптивность как нацеленность индивида на реализацию «внутренней цели»; неадаптивность как выъход за границы предустановленного; метод виртуальной субъективности»; моменты становления и моменты существования индивида как субьекта; личность как особая идеальная – форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности.

А.Г.Асмолов о историко-эволюбционном подходе в понимании личности. Личность как системное, социотипическое и индивидуально-своеобразное. Личность как форма существования субъективности индивида.Личность как самопричинное существо.

Тема 11. Психологическое пространство личности и его границы.

Личностное пространство как сложное, интегрированное психологическое образование. психологическая дистанция как функция в психологическом пространстве личности. «Личностное пространство». Личность как дифференцированная целостность по К.Левину. Л.П.Карсавин об индивидуальном, телесно-пространственном бытие личности. Стремление личности к развитости ее самосознания по Б.Д.Парыгину. Феномен границы Эго по Ф.С.Перлзу. Процесс отчуждения как противоположность идентификации. М.М.Бахтин о границах личностного пространства.

Функции личностного пространства: защитная, репрезентативная, контролирующая, идентифицирующая. Компоненты личностного пространства: пространственные, физические, индивидуальные, ролевые, морально-нравственные, когнитивные. Нарушение личностного пространства. Психологический дискомфорт. Концепция развития личности А.В.Петровского: меняющееся отношение к построению психологической дистанции. Психологическая дистанция как многогранные личностный феномен по О.И.Калмыковой.

Тема 12. Личность в экстремальной ситуации.

Экстремальная ситуация как понятие по средствам которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки. Экстремальная ситуация: профессиональные ситуации, экстремальные виды досуга, конфликты в семье, эмоциональные кризисы, алкоголизм, чрезвычайные ситуации в бизнесе.

Признаки экстремальности: объективная опасность, дефицит адаптационных ресурсов, неожиданность, внезапность. Экстремальная ситуация как результата взаимодействия субъекта со средой. Характеристики Экстремальной ситуации: объективная угроза жизни, здоровья, ценностям субъекта, внезапность наступления, близость адаптационного барьера, событийный статус данной ситуации.

Подходы к анализу личности в экстремальной ситуации: клинический подход – ЭС как события повреждающие психику человека:

1. социально-психологический подход – акцентирует внимание на воздействие социального контекста на личность переживающую ЭС;

2. экзистенциальный подход – ЭС обладает определенным потенциалом для развития личности; центральный вопрос – как реализовать данный потенциал;

3. психология здоровья – успешность преодоления ЭС связано с наличием адаптационных ресурсов человека;

4. практико-ориентированный подход – исследование поведение группы в ЭС;

5. педагогический и акмеологический – акцентирует внимание на развивающем влияние ЭС как на формирующуюся, так и на взрослую личность.

Личностно-ситуационное взаимодействие в ЭС. Стадии переживания личности ЭС: стадии витальных реакций, стадии острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации, стадии психологической демобилизации, стадия разрешения, стация первичного восстановления, стадия остановленных реакций. Дезадаптация и адаптация личности в ЭС. Позитивные функции ЭС в развитие личности. Толерантность личности в ЭС.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: