Ценности и школа

Есть и еще один обнадеживающий момент: многие учителя задаются вопросом, что полезного они могут сделать. Они знают, как знаем и все мы, что возможности школы по формированию ценностей ограниченны.
Во-первых, гораздо большую роль играет семья. Если семья заражает ребенка тем самым "галопирующим потреблением", поощряет только консервированные развлечения и не предоставляет возможностей для творчества, то школа с трудом может преодолеть это влияние. Другое ограничение заключается в том, что от школы обычно ожидают, что она будет просто транслировать актуальные ценности общества и готовить ребенка к существованию в определенных рамках. В такой ситуации и школьная система, и учитель, желающие выйти за пределы нынешних ценностных ориентации, - необычны.
Допустим, что у нас необычная школьная система и необычные учителя. Но какие ценности они выберут для передачи нашим детям? Если они отказываются от господствующих ценностей, какому стандарту они будут следовать? Древние римляне любили спрашивать: "Кто будет судить судей?" и "Кто будет сторожить сторожей?". Можно ли этих сторожей привлечь к стандартным дискуссиям о "целях обучения"? Подобные дискуссии бесчисленны, абстрактны и зачастую скучны. Их слабость, как мне кажется, заключается в попытках сформулировать абсолютные цели и перспективы абстрактного совершенства. Результатом зачастую является набор банальностей или обобщений - столь широких, что они становятся бесполезными. Конечно, мы хотим вырастить "хорошего гражданина"; конечно, мы хотим "высвободить интеллект ребенка". Однако эти и другие абсолюты нужно свести к конкретным поэтапным процессам, прежде чем мы сможем использовать их как стратегию формирования ценностей.
Учитель должен взять за основу ту ситуацию, которая является предметом урока, и на конкретных примерах обсудить соответствующие ценности. Многие из этих ценностей могут быть взяты из "копилки" мудрости нашей нации. Мы не можем отрицать ценность прибыльного производства и высокого уровня жизни, поскольку все наше ремесленное и профессиональное образование подчинено этой цели. Но мудрость нашего исключительного общества выходит далеко за рамки приоритетов дня сегодняшнего. Одна из этих ценностей - уважение к гражданским свободам. Уделяет ли школа достаточно внимания этой ценности? Среди наших ценностей - поощрение индивидуальной инициативы и благотворительности, сострадание. А они подразумевают большое количество гражданских обязанностей, дополняющих соответствующие гражданские права. Что мы должны делать, чтобы быть достойными столь драгоценной и неограниченной свободы? Голосовать? Да, но от голосования мало пользы, если выбор совершается не по личному убеждению, а под воздействием стереотипов, навязанных средствами массовой информации. Гражданин также должен добровольно платить налоги. Интересно, учат ли этому школы и колледжи нашу молодежь? На мой взгляд, наиболее беспокоящим в перспективах молодежи на будущее является расхожая идея о праве каждого на богатую благополучную жизнь и при этом почти тотальное умолчание об обязанностях.
Я считаю, что вся американская этика (а не только определенная ее часть) должна быть тем источником, из которого учителя черпают ценности, о которых говорят своим ученикам. Эти ценности отнюдь не устарели, не устареют они и завтра. Хотя многие из них несколько утратили свою актуальность. И если они не возродятся, наша молодежь может и не достичь той силы духа и моральных убеждений, которых потребует от них будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: