При совершении покупки потребитель выбирает необходимый товар среди аналогичных и приобретает тот, который удовлетворяет его потребность в наибольшей степени. При этом каждая потребность, относится ли она к сфере производства или области личного потребления, характеризуется параметрами, описывающими область ее существования, условия удовлетворения и содержание необходимого полезного эффекта. Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его параметров с условными характеристиками прогнозируемой потребности.
Качество продукции является одним из важнейших факторов конкурентоспособности любого предприятия. Роль и значение повышения конкурентоспособности путём повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
Анализ проводился на базе крупных торговых точек сети «Магнит» и «Спутник» по следующим критериям:
- поставка продукции (описание)
- доля продукции из аналогового ряда (Магнит 50%),(Спутник35%)
- точек фирменной торговли (кол-во точек 17, месторасположение центральный рынок, Шовгеновский район, рынок Черемушки, восход, рынок ЦКЗ)
Поставки кисломолочных продуктов, сыров осуществляются ежедневно в утренние часы. Данные товары у потребителя пользуются большим спросом. Таким образом продукция всегда свежая, а ассортимент широкий.
Табл.3. Рынок сбыта.
Рынок сбыта | |||
ОАО «Гиагинский» | ООО «Тамбовский» | ЗАО «Адыгейский» | |
Оптовая реализация | + | + | + |
Сеть магазинов | – | – | + |
Таблица 4. Результаты анкетирования отношения потребителей к продукции ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»
Вопрос | Количество респондентов | Кол-во положительных ответов | % |
Устраивает ли вас качество продукции | 60% | ||
Устраивает ли вас ассортиментный ряд | 90% | ||
Устраивает ли вас стоимость продукции | 70% | ||
Устраивает ли вас кол-во реализуемой продукции | 55% |
На основании полученных результатов предлагаем провести анализ сильных сторон предприятия ЗАО Молочный комбинат «Адыгейский», слабостей, возможностей, угроз.
Таблица 5.
Сильные стороны (потенциал): - наличие производственных мощностей; - современное оборудование и технология; - широкий ассортимент; - наличие собственной торговой сети (сеть магазинов «Спутник»); - развитая социальная инфраструктура; - высокая культура производства; - налаженные каналы сбыта; - квалифицированный персонал. | Слабые стороны: - низкое использование мощностей (до 20%); - малоэффективный менеджмент; - потеря региональных поставщиков сырья (молока); - острая конкуренция в борьбе за поставщиками сырья; - поддержка властных структур; - благоприятные условия в регионе для развития молочного животноводства; - наличие в регионе трудовых ресурсов для увеличения производства продукции. |
Угрозы: -дальнейшие потери поставщиков сырья из-за острой конкуренции между производителями; - переход в перспективе на производство молочной продукции из сухого молока (заменители) и потеря целевого рынка. |
Заключение
Сегодня одна из важнейших проблем – это качество и конкурентоспособность товаров и услуг. Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.
В современных условиях товар становится индикатором силы, экономической безопасности и конкурентоспособности отечественного продуцента. Насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и повышение конкурентоспособности.
Сегодня остро стоит вопрос качества товаров первой необходимости, в том числе и молочных продуктов, поэтому целью нашей работы была оценка конкурентоспособности ЗАО «Молочный комбинат «Адыгейский»»
Основным конкурентом ЗАО Молочный комбинат «Адыгейский» является ОАО Молочный завод «Гиагинский» (63,0% общего объема переработанного в регионе молока и произведенной молочной продукции), который позиционирует себя на рынке как одного из ведущих производителей мягких и полутвердых сыров.
Субъективный анализ проводился путем анкетирования потребителей в вышеуказанных торговых организациях, что позволило установить потребительское превосходство продукции ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» в среднем на 68,75%.
Из проделанной работы можно сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее конкурентоспособным предприятием в молочной отрасли является ЗАО Молочный комбинат «Адыгейский», обладающий большей ассортиментной номенклатурой относительно основных соперников ОАО Молочный завод «Гиагинский» и ООО Тамбовский, которые являются его самыми сильными конкурентами.
ЗАО Молочный комбинат «Адыгейский» конкурентоспособное предприятие, так как имеет высокие показатели по реализации товара, имеет собственный рынок сбыта (сеть магазинов «Магнит» 50%, сеть магазинов «Спутник» 35%), широкий ассортиментный ряд, высокое качество продукции и приемлемые цены для покупателя.
Для повышения конкурентоспособности ЗАО Молочный комбинат «Адыгейский» целесообразно продолжить реализацию ранее выбранной стратегии:
– усилить маркетинговую политику (наличие скидок и акций, реклама)
– расширять рынок сбыта, выходя за пределы региона
– расширять ассортиментный ряд
– использовать различные методы мотивации персонала, в том числе и экономические
На сегодняшний день конкуренция является неотъемлемой частью экономики.
«Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже»
Томас Маколей
Список литературы
www.revolution.allbest.ru/economy/00298906_2.html