Этапы формирования и реализации потребности

Образование потребности — это стадиальный процесс.

Процесс удовлет­ворения потребностей проходит 3 стадии:

1. Стадия напряжения – возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо. Характерно общее увеличение энергии потребности. Это выражается в возникнове­нии некоторой внутренней напряженности, появлении эмоциональ­ного возбуждения. Процесс этот протекает по законам нервной доминанты (А. Ухтомский)

2. Стадия оценки – появляется реальная возможность обла­дания, например, определенным предметом и человек может удов­летворить свою потребность. Это стадия соотнесения объектив­ных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей.

3. Стадия насыщения – до минимума снижаются напряже­ние и активность. Эта стадия отличается разрядкой накопившей­ся напряженности и, как правило, сопровождается получением удовольствия или наслаждения.

Функции потребностей:

- сигнальная - возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, нужности чего-то.

- побуждающая – побуждение активности, деятельности для удовлетворения потребности с целью устранения или усиления потребностного состояния.

Мотив. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

В общем мотив – внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребносткй и достижением целей. Леонтьев: мотив – предмет удовлетворения потр-ти. Воспринимаемый предмет (материальный или идеальный) приобретает побудительную ф-цию. Направленность побуждению придаёт именно предмет. Побудителем деят-ти выступает не сам предмет, а его значимость для чел-ка.

Основные функции мотивов:

- побуждающая – мотив вызывает и обусловливает активность чел-ка, его поведение и деятельность;

- направляющая - отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей;

- регулирующая - мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека значимых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

Мотивационный процесс. Выделяют смыслообразующие мотивы (побуждают деят-ть, придают ей личностный смысл) и мотивы-стимулы (выполняют роль по­будительных факторов и лишены смыслообразующей функции).

Появление стимула создает предвидение воз­можного удовлетворения, которое запускает по­следовательность актов, направленных на цель. Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: