Место нормативно-правового регулирования ЖКХ в системе права

Нормативно-правовое регулирование ЖКХ основывается на жилищном законодательстве. Жилищное законодательство в основной его части до 1980-х гг. включалось в состав гражданского законодательства, пока не было признано целесообразным подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы - Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы. В течение 1983-1995 гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства.

Paйxep В.К. впервые сделал вывод в 1947 г. О том, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: административно-правового института распределения жилья, гражданско-правового института договора найма жилого помещения, кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных кооперативов. По мнению В.К. Райхера, данные отношения входят во вторичное образование системы права - комплексную отрасль права. Эту позицию впоследствии поддержали и другие ученые

Таким образом, жилищное право не является самостоятельной отраслью наравне с такими отраслями, как конституционное, административное, гражданское, трудовое, семейное, земельное право. Будучи связаны между собой тем, что обслуживают специфические (жилищные) отношения, существующие и развивающиеся по поводу особого материального объекта - жилища, жилищно-правовые нормы образуют особую, вторичную, комплексную отрасль права (правовой комплекс, правовую общность), развивающуюся по своим внутренним закономерностям.

1.3. Управление ЖКХ. Структура жилищного
и коммунального хозяйства.

Система жилищно-коммунального хозяйства включает следующие группы предприятий и хозяйств городов:

? жилищное хозяйство:

? городской жилищный фонд;

? частный жилищный фонд;

? ремонтно-строительное управление (РСУ);

? ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ);

? санитарно-технические предприятия:

? водопровод;

? канализация;

? предприятия по уборке территорий;

? прачечные и бани;

? транспортные предприятия:

? городской общественный пассажирский транспорт;

? водный транспорт местного значения;

? энергетические предприятия:

? электросети;

? газовые сети;

? теплофикационные сети;

? отопительные котельные;

? электростанции;

? сооружения внешнего благоустройства;

? дороги;

? мосты;

? набережные;

? гидротехнические сооружения;

? зеленые насаждения;

? уличное освещение.

В настоящее время в коммунальном хозяйстве России более 30 видов деятельности, объединенных ё несколько подотраслей:

* водоснабжение;

* водоотведение и очистка сточных вод;

* теплоснабжение;

* электроснабжение;

* озеленение населенных пунктов;

* ремонт дорог, мостов, набережных, берегоукрепительные работы;

* летняя и зимняя уборка улиц;

* сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

* гостиницы;

* бани;

* прачечные.

Указом Президента России от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. На данный федеральный орган исполнительной власти возложены функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства на федеральном уровне. Правовой статус агентства определяется Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным постановлением Правительства России от 16 июня 2004 г. N 286.

В настоящий момент управление ЖКХ РФ сосредоточено в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ. Оно представлено следующей структурой:

 
СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА  
   
Управление административной и правовой работы  
Управление строительных программ  
Управление программ в жилищно-коммунальном хозяйстве  
Управление делами и объектов государственной собственности  
Финансово-экономическое управление  
Управление развития рынка доступного жилья  
   

При министерстве регионального развития Российской Федерации создан и функционирует научно-технический совет в сфере строительства и ЖКХ. Научно-технический совет Министерства регионального развития Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства является постоянно действующим совещательным органом Министерства, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и выработку предложений и рекомендаций по определению приоритетных направлений научно-технической политики, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности и ускорению научно-технического прогресса в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Основными задачами Совета являются:

- разработка предложений по формированию научно-технической политики, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности и ускорению научно-технического прогресса в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

- выработка рекомендаций и предложений по проведению научно-технической политики, а также развитию и продвижению перспективных технологий в субъектах Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства; обеспечению приоритетного развития фундаментальных и поисковых исследований в области создания принципиально новых научных направлений, наукоемких технологий и перспективных материалов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

- обобщение и оценка отечественных и зарубежных научно-технических и иных достижений в области разработки и внедрения новых технологий в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Совет состоит из 30 человек - экспертов, ученых, представителей федеральных органов исполнительной власти и иных специалистов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Структуру Совета составляют рабочие группы, комиссии, секции и иные внутриструктурные образования Совета, создаваемые по решению Совета по отдельным направлениям деятельности Совета и возглавляемые соответствующими руководителями.

В соответствии с Положением о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным Министерством промышленности и энергетики 4 октября 2004 г., некоторые функции в области жилищной политики государства возложены на Департамент. Этот орган разрабатывает основы федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики; механизмы формирования рынка доступного жилья для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище, рынка жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального комплекса. Департамент занимается поиском способов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения; выработкой государственной политики в сфере технического регулирования в области строительства и промышленности строительных материалов, эксплуатации зданий, а также в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве и готовит предложения о нормативном регулировании в данных сферах.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства России от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" государственный технический учет объектов градостроительной деятельности ведут Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности осуществляют с 1 ноября 2004 г. организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Технический учет жилищного фонда до 1 ноября 2004 г. возлагался на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, а с 1 ноября 2004 г. - на организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: