Самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в

Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея

Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших

времен", 16 января 1853 года.

В юные годы ничто не выдавало во Владимире Соловьеве будущего религиозного

мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. "Это

был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель. Да и сам

философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом

, а потом атеистом и материалистом ". Среднее образование

получил в 5-й московской гимназии, окончив ее с золотой медалью. Затем по

настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но

быстро перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение.

"... Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей кузине

Кате Романовой. - Высшая истинная цель жизни другая - нравственная (или

религиозная), для которой наука служит одним из средств". Свою жизненную задачу

он видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную,

гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием.

Он покидает естественные науки, экстерном сдает на историко-филологический

факультет и, получив диплом, поступает вольным слушателем в Духовную

академию. Его "первою любовью в области философии" был Спиноза. Второе, более

значительное увлечение - Шопенгауэр. Но главные философские симпатии, которые

он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга,

используя его терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет

строить собственную систему взглядов.

Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская

культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной

философии (против позитивистов)", которую он защитил в возрасте двадцати одного

года. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею

всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь.

Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского

университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии.

Его покровитель профессор П.Д.Юркевич скончался, и, согласно воле покойного,

Соловьев стал его преемником. В эти же годы обнаруживается поэтический дар

философа.

Для пополнения образования и исследовательской работы молодого приват-доцента

отправляют в Англию... Он прилежно работает в Британском музее. Но потом с ним

происходит что-то сверхординарное. Если верить тому, что позднее он описал в

стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама

Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет. Там он снова

узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за

нечистого. В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София".

Это первая попытка изложить свои взгляды.

Вернувшись в Россию, Соловьев приступает к систематизации своих идей. В

Московском университете читает он курс логики и истории философии, работает

над докторской диссертацией, которую защищает в возрасте двадцати семи лет.

Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года

Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, которые

опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный

успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..."

Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на восточное

христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Запад

выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе "богочеловека".

Восток создал идею "человекобога", олицетворение универсализма. Задача

состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа. Идея синтеза

владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал ее в философии, теперь переносит

на религиозные дела, которые в скором будущем поглотят его целиком. На его

идее Богочеловечества я остановлюсь чуть позже.

Несмотря на все свои труды, профессором он так и не стал. Петербургский

университет держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался

от преподавательской деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он

всегда вел неустроенную жизнь странника.

В творчестве Соловьева начинается новый этап. Он отодвигает (на время)

философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии. Объединение

церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная

задача. Вчерашний славянофил, он убеждает своих соотечественников в благости

латинства, а католикам доказывает правоту православия. Но достается ему и от

тех, и от других.

"Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых частей его

системы - этики и теории познания. Теперь он начинает работать над третьей

частью - эстетикой. Последнее десятилетие жизни Соловьева - наиболее

плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают

вдохновенные статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" - философский

гимн высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам с

апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра".

Но силы подорваны. Отправившись в очередное странствие, Соловьев заболевает.

Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое. Здесь его

настигает смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: