Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея
Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших
времен", 16 января 1853 года.
В юные годы ничто не выдавало во Владимире Соловьеве будущего религиозного
мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. "Это
был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель. Да и сам
философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом
, а потом атеистом и материалистом ". Среднее образование
получил в 5-й московской гимназии, окончив ее с золотой медалью. Затем по
настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но
быстро перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение.
"... Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей кузине
Кате Романовой. - Высшая истинная цель жизни другая - нравственная (или
религиозная), для которой наука служит одним из средств". Свою жизненную задачу
он видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную,
гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием.
Он покидает естественные науки, экстерном сдает на историко-филологический
факультет и, получив диплом, поступает вольным слушателем в Духовную
академию. Его "первою любовью в области философии" был Спиноза. Второе, более
значительное увлечение - Шопенгауэр. Но главные философские симпатии, которые
он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга,
используя его терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет
строить собственную систему взглядов.
Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская
культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной
философии (против позитивистов)", которую он защитил в возрасте двадцати одного
года. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею
всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь.
Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского
университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии.
Его покровитель профессор П.Д.Юркевич скончался, и, согласно воле покойного,
Соловьев стал его преемником. В эти же годы обнаруживается поэтический дар
философа.
Для пополнения образования и исследовательской работы молодого приват-доцента
отправляют в Англию... Он прилежно работает в Британском музее. Но потом с ним
происходит что-то сверхординарное. Если верить тому, что позднее он описал в
стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама
Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет. Там он снова
узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за
нечистого. В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София".
Это первая попытка изложить свои взгляды.
Вернувшись в Россию, Соловьев приступает к систематизации своих идей. В
Московском университете читает он курс логики и истории философии, работает
над докторской диссертацией, которую защищает в возрасте двадцати семи лет.
Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года
Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, которые
опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный
успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..."
Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на восточное
христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Запад
выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе "богочеловека".
Восток создал идею "человекобога", олицетворение универсализма. Задача
состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа. Идея синтеза
владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал ее в философии, теперь переносит
на религиозные дела, которые в скором будущем поглотят его целиком. На его
идее Богочеловечества я остановлюсь чуть позже.
Несмотря на все свои труды, профессором он так и не стал. Петербургский
университет держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался
от преподавательской деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он
всегда вел неустроенную жизнь странника.
В творчестве Соловьева начинается новый этап. Он отодвигает (на время)
философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии. Объединение
церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная
задача. Вчерашний славянофил, он убеждает своих соотечественников в благости
латинства, а католикам доказывает правоту православия. Но достается ему и от
тех, и от других.
"Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых частей его
системы - этики и теории познания. Теперь он начинает работать над третьей
частью - эстетикой. Последнее десятилетие жизни Соловьева - наиболее
плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают
вдохновенные статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" - философский
гимн высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам с
апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра".
Но силы подорваны. Отправившись в очередное странствие, Соловьев заболевает.
Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое. Здесь его
настигает смерть.