Из всех своих основных триад Соловьев более подробно останавливается только на
одной — Сущее, Бытие, Сущность. Это же самое тройное деление он
представляет еще и в таком виде: Абсолютное, Логос, Идея. Поскольку,
однако, цельность предполагает существование всего во всем, то в каждой из
этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории. Получается
следующая таблица:
Сущее (абсолютное) | Бытие (логос) | Сущность (идея) | |
Абсолютное | Дух | Воля | Благо |
Логос | Ум | Представление | Истина |
Идея | Душа | Чувство | Красота |
Поскольку целостность предполагает существование всего во всем, то в каждой из
этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории. «. Сущее
как таковое, или как абсолютное, есть дух, как логос оно есть ум
и как идея оно есть душ а. Вторая основная категория, а именно бытие
, взятое как абсолютное, есть воля, как логос есть представление
и как идея оно есть чувство. Такое же тройное деление находим мы в сфере
сущности. А именно сущность как абсолютное есть благо, как
логос есть истина, и как идея – красота». То есть эти три
основные категории находятся во взаимном соотношении, а именно так, что
каждая категория, во-первых, есть она сама, во-вторых, она отражает на себе
вторую и, в-третьих, — третью категорию. Таким образом, эти три категории,
отражая друг друга, превращаются уже в 9 категорий. А если эти три категории
не будут превращены в 9, тогда нарушится основной принцип всеединства,
а именно тот, что все находится во всем.
Троичность рисуется Владимиру Соловьеву в совершенно определенных
традиционных христианских тонах. Бог есть абсолютный субъект, который
выше всех своих проявлений; он есть проявление самого себя, так как иначе он
был бы просто ничем; и это проявленное и произведенное в нем в то же самое
время не отлично от него, возвращается к нему, есть оно же само, но только как
живое. Православию здесь возразить нечего. Это — традиционный православный
догмат о трех ипостасях.