Заключение. Для древнерусского общественного сознания правовая культура Византии была чужой

Для древнерусского общественного сознания правовая культура Византии была чужой. Отношение русских к византийскому праву как к чужому праву, как уже отмечалось, ясно проявляется в содержании русско-византийских договоров 911 и 944 гг.

Не смешивались в русско-византийских договорах обычаи и религиозные нормы русских и греков. Несомненно, византийское влияние на развитие древнерусского права было бесспорным, много содействующим становлению молодого древнерусского государства. Известный отечественный историк права М.Ф. Владимирский - Буданов писал, что русское право составляет исключение в вопросах регулировании мести: «русские в такую эпоху столкнулись с народом весьма высокой культуры (византийцами) и должны были установить с ними правовые отношения, между прочим (и главным образом) отношения уголовно-правовые. Отсюда понятно, какое большое значение для нас имеют договоры русских с греками при определении исходного момента истории нашего уголовного права. Здесь в соглашении права русского с византийским находим яркое доказательство того, что период мести не есть эпоха отрицания права, если явления мести можно было согласовать с таким чисто карательным уголовным правом, каким было византийское».[10]

В историко-правовой литературе есть множество примеров той или иной оценки влияния византийской культурной традиции на становление и развитие древнерусского права. Так, например, М. Капустин, исследуя историю права и общества у христианских народов, наиболее ярко и полноценно показывает основные направления и возможности влияния христианства на формирование культуры древних народов в Х и последующем веках.[15] Внимательное изучение древнейшей отечественной истории, в частности на материалах русско-византийских договоров и более поздних документов, показывает, что не все элементы византийского происхождения как более развитой культуры приживаются на Руси. Многие в постоянной борьбе с местными обычаями и обрядами ещё долго не находят себе место. Причем многие веяния и влияния оказываются, в конечном итоге трансформированы на свой лад либо просто-таки не выдерживают конкуренции с местными порядками.

Рассматривая особенности византийского влияния на формирование правовой культуры древней Руси, необходимо затронуть и вопрос роли церковных и княжеских уставов и грамот, указать историческое значение древнейших источников права, каковыми являются уставы и грамоты. Грамота являлась одной из важнейших форм реализации привилегии. Княжеские грамоты, уставные и жалованные, нуждаются в последовательных подтверждениях преемников того князя, которым они даны. По содержанию большинство дошедших до нас от древнейшего времени княжеских грамот представляют не общие нормы права, имеющие действовать на пространстве всего княжения, а частные распоряжения, определяющие права и льготы отдельных лиц или отдельных общин. Особое значение для развития отечественного права в древний период имели церковные уставы.

Проводником Византийского права являлось духовенство, применявшее его в церковном суде. Сообразно с компетенцией этого суда влиянию Византийского законодательства подверглось преимущественно право семейное и наследственное. Так, все положения «Русской Правды» об опеке и наследовании супругов воспроизводят начала Эклоги. В этих же сферах проявлялось влияние духовенства и на законодательную деятельность князей [14] Кроме «Русской Правды» в Древнерусском государстве действовали церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская правда.

Церковники перевели на древнерусский язык ряд памятников византийского права (Кормчие книги, Закон Судный людем и др.) [13] Несравненно глубже было влияние духовенства, руководствовавшегося византийскими законами, в области уголовного права. До принятия христианства на Руси господствовал материальный взгляд на преступление как на причинение обиды и вреда. Духовенство вносит новое воззрение формальное; преступление становится нарушением предписаний закона. Начинает проникать и система наказаний, заимствованная из Эклоги, а именно смертная казнь, телесные наказания. Преступления взяты из византийских сборников, а наказания - русские. В «Русской Правде» из византийских наказаний заимствованы только поток и разграбление, т.е. ссылка преступника с конфискацией его имущества. Телесные наказания вытесняют денежные штрафы; смертная казнь получает широкое развитие. В то же время в системе наказаний происходит и другая существенная перемена. В памятниках домосковской Руси, например в «Русской Правде», господствует система, безусловно определенных наказаний. Под влиянием Византийского права возник институт душеприказчиков, сделан был первый шаг к различению детей законных и незаконных, к ограждению личной и имущественной самостоятельности жены и проч.

Но было бы неверно полагать, что правовая культура Византии оказывала влияние на Русь, а последняя пассивно его воспринимала. История развития права Древней Руси показывает, что именно она выступила здесь как активная сила, которая усвоила новое, произвела отбор нужного и одновременно видоизменила его

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Договор Руси с Византией 911 года. «Памятники русского права», вып. Госюриздат, 1952.

2.Закон Судный людям. / Подготовлено к печати М.Н. Тихомиров и Л.В. Милов. М., Изд-во Академии наук СССР, 1961.

3. Кормчая Книга, сборник церковных правил и государственных законов, регламентирующих религиозные отношения. Б.м.н.г. /1572/ с. Напечатана с оригинала патриарха Иосифа Половина 1-2. М., 1912-1913.2 т. Приложение к журналу «Церковь» за 1912-1913 гг.

4. Полное Собрание Русской Летописи. I. 6. Летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. Археографической Комиссии, 1879.

5.Российское законодательство 10-20 вв., в 9-ти томах,М., Юридическая литература, 1989.

6.Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа12-17 вв. М., 1973.

7..Аннерс Э. История европейского права. - М., 1999. С. 139.

8.Берман Г. Западная традиция права: Эпоха формирования. - 2-е изд.

9..Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси/ Рос.Академия наук; Ин-т всеобщей истории. - М.: Языки славянской культуры, 2004.

10.. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов на Дону, Издательство «Феникс», 1995.

11. Гриднев А. Н. Роль византийского права

13. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ,1996. 14...Калинина Г.С., Гончарова А.Ф. История государства и права СССР часть1 «Юридическая литература» Москва 1972г.

15.Капустин М.Н. История права ч.1.Ярославль 1873г.

16.Курышев Е.Ю. Понятие и происхождение рецепции права

17.Малингунди Я. Русско-византийские договоры в 10 веке в свете дипломатики// Византийский временник, т. 56, М., 1995

18.Милов Л.В. Проблемы рецепции византийского права в Древней Руси // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI - XIX вв.: Сборник статей. - М.; Парад, 2000.

19.Милов Л.В.Легенда или реальность? (О неизвестной реформе Владимира и Правде Ярослава). // Древнее право. 1996, № I, стр. 201-220;

20.Милов М.В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции). // Древнее право. 1998, № 3, стр. 113-119;

21.Милов М.В. Происхождение Пространной Русской Правды. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1989, № 1.

22.Павлов А.С. Курс церковного права,- СПб.: Издательство «Лань»,2002

23.Титов Ю.П. История государства и права России. Учебник/ Под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., перераб. и доп., М.: «Велби», 2003. – 544с.

24.Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. АН СССР. Москва – Ленинград, 1941.

25.Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953

26.Томсинов В.А. Юриспруденция Древней Руси (X -XII. вв.) Статья третья. (Продолжение) // Законодательство. - М.. 2003. №9.

27. Щапов Я.Н. Рецепция сборников Византийского права в средневековых Балканских государствах. // Византийский временник. 1976, т. 37;

28. Щапов Я.Н. Римское право на Руси до XVI в.: (новые аспекты проблемы). // Феодализм в России. М., 1987;

29.Щапов Я.Н. Устав кн. Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в XI в. // Византийский временник. 1971, т. 31, стр. 71-79;

30.Щапов Я.Н.. Церковь и становление древнерусской государственности. Вопросы истории. 1969, № 11;

31.Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в X1-XIII вв. М., 1978.


[1] Эклога – сборник гражданских, уголовных законов Византии, изданный в 726 г.

[2] Талион – воздание ущербом точно соответствующим повреждению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: