Обзор Источников

Основным источником исследования является «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей», котораязанимает особое место в творчестве Прокоповича. Этот политический трактат, звездный час Феофана, был опубликован второго февраля 1722 года как обоснование петровского указа о престолонаследии. «Он имел значение базы, источника для текущего и последующего законодательства в России»[6]. Основные его положения на протяжении всего последующего русского абсолютизма фигурировали на страницах указов высочайшей власти. В 1826 году «Правда» была занесена Сперанским[7] в Полное собрание законов Российской империи[8], издание которого было поручено Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Несмотря на то, что в данной работе, в самой теме исследования «Правда воли монаршей» значится как труд Прокоповича, она была опубликована анонимно и всегда только приписывалась Феофану Прокоповичу, как и его «Духовный регламент». Устанавливать действительного автора - задача не моего исследования, поэтому, Анонимность, несомненно, придавала этому произведению в глазах современников больший авторитет, чем оно могло заслужить, будь оно приписано перу определенного человека, а тем более Феофана Прокоповича, который подозревался в честолюбии и склонности к протестантству[9]. Говоря об имидже этого человека, уместно привести цитату о нем французского посла Кампредона, который заметил 12 мая 1725 года: «Этого человека одинаково ненавидит и духовенство и народ»[10].

Строго говоря, поводом для написания этого трактата, как и создания Пером Указа о престолонаследии, явилось дело царевича Алексея. Старший сын Петра от Евдокии Лопухиной, которую Петр насильно постриг в монахини в 1698 году, променяв на свою любовницу - безродную дочь торговца Анну Монс, Алексей вырос в неблагоприятной обстановке, без матери, но зато с кучей поставленных ему Петром воспитателей, которые не сильно заботились о том, кем растет наследник. Его отношения с отцом были очень натянутыми, и если вдаться в подробности, то получится целый доклад. Остановлюсь же на том, что именно Петр был виноват во вражде со своим сыном (например, после рождения в 1715 году от Екатерины сына, которого назвали Петром, Алексей перестал быть наследником. Ему вообще не находилось места подле своего отца-властелина, не терпевшего чужой воли), и эта взаимная неприязнь была непреодолима.[11] Кроме того, Алексей попал под влияние круга людей, которые видели в петровских преобразованиях беззаконие, а в нем самом тирана. Эти люди использовали царевича как знамя той оппозиции, которую они представляли, однако, как выяснилось потом, никакого реального заговора не существовало. Бежав в Вену в 1716 году, вместо того, чтобы следовать приказу царя и явится к нему в армию, Алексей показал себя настоящим противником своего отца. Вскоре он был возвращен в Россию и после долгих пыток казнен в застенках. Убийство царем своего наследника, а именно так это виделось любому мыслящему человеку, было немыслимым злодеянием, попранием христианской морали. Среди народа поднялся недовольный ропот. Успешной попыткой не допустить открытого недовольства было опубликование «Правды воли монаршей», где обосновывалось право монарха отречь своего прямого наследника от престола.

Думаю, именно сейчас уместно привести краткую биографию молодости петровского идеолога, который несомненно приложил к созданию трактата свою руку. Елисей (Елиазар) родился в Киеве на рубеже 70ых-80ых гг. 17 века. В детстве он был отдан в монастырскую школу, затем учился в Киево-Могилянской академии, куда после смерти родителей его взял его дядя Феофан Прокопович, бывший тогда ректором. Ради продолжения образования Елисей принял униатство и под именем Самойла в 1698 – 1701 гг. учился в Ватикане. По пути в Рим и обратно он познакомился со многими учеными протестантами. Затем вернулся в Киев, снова принял православие, постригся в монахи и стал преподавать в Киево-Могилянской академии все, чему научился заграницей. Великолепный оратор с рационалистическим складом ума и эрудицией, Прокопович был замечен Петром еще в 1706 году, а в 1709 году Петр увидел в нем нужного себе человека.[12]

Самодержавие широко пользовалось идеями «Правды воли монаршей», представлявшего собой «краткую энциклопедию русского государственного права»[13], для обоснования государственного строя России, «идеологического воздействия на массы»[14].

Другим источником данного исследования послужил «Духовный регламент», изданный в 1721 году. Он был написан, по свидетельству современников, сообща Феофаном и Петром для обоснования правомочности опубликованного ранее манифеста об учреждении духовной коллегии (Синода). Необходимая Петру коренная реформа церкви в целях ее полного подчинения абсолютистскому государству требовала в первую очередь упразднения патриаршества, что и явилось причиной создания манифеста. Основной же задачей «Духовного регламента» было доказать необходимость сосредоточения как светской так и духовной власти в руках монарха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: