Эстетические воззрения Демокрита

Из философского наследия основоположника атомистического материализма Демокрита (ок.460 – 370 гг. до н.э.) до наших дней дошло лишь небольшое количество отрывков. Из них мы узнаем, что философ объяснял происхождение искусства естественными причинами. Диоген из Эноанды передает мысль Демокрита таким образом: никакое искусство «не следует возводить ни к Афине, ни к другому божеству: все искусства порождены с течением времени потребностями и обстоятельствами» (16, С.351). Под искусством здесь Демокритом представляется не современное понимание его, но и врачевание, земледелие и т.д. Музыку Демокрит считал сравнительно молодым искусством. Филодем говорит о Демокрите: «В качестве причины он указывает на то, что …музыку родила не нужда, а она возникла из имеющегося уже излишка благ» (16, С.354).

Происхождение искусства Демокрит, таким образом, связывает с определенными социальными потребностями и обстоятельствами. Непосредственно искусство возникло, согласно ему, из подражания человека животным. Путем подражания люди научились «от паука – ткачеству и штопке, от ласточки – постройке домов, от певчих птиц – лебедя и соловья – пению» (Там же, С.352).

Большое место Демокрит отводит проблеме меры, которая у него носит и эстетический характер: «Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток» (Там же, С.375).

Из общей теории атомизма видно, что центральное эстетическое понятие – прекрасное – истолковывается Демокритом по-своему. Сущность прекрасного, по его мнению, заключается в симметрии, мере, гармонии частей, в определенных количественных отношениях.

Среди сохранившихся фрагментов Демокрита содержатся высказывания о вдохновении. Диоген Хрисостом передает: «Демокрит так говорит о Гомере: «Гомер, обладая божественной природой, создал красоту всяческих речей», полагая, что без божественной или богоподобной природы невозможно творить столь прекрасные и мудрые слова» (Там же, С.381). Проблема вдохновения получит более обстоятельное истолкование у Платона, но уже с позиций объективного идеализма. Демокрит завершает важный этап в развитии античной эстетической мысли. Он оказал влияние на Эпикура и в особенности на Лукреция.

Краткое рассмотрение эстетических воззрений, связанных с темой мифология и эстетика, эстетика пифагорейцев и Демокрита приводит нас к выводу, что у них эстетика выступала как наука (область знаний) об определенных сторонах бытия, космоса. Они пытались найти и определить объективную основу прекрасного, которую видели или в количественных отношениях или в вещественных свойствах космоса, или в стройном порядке, гармонии и симметрии частей. Внимание эстетиков, таким образом, фиксировалось на бытии и его объективных свойствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: