ТЕМА 3. Происхождение и основные функции искусства

Происхождение искусства. Искусство как вид духовного освоения действительности, имеющего целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Основные теории происхождения искусства. Предэстетическое поведение животных. Теория биологического инстинкта самоукрашения. Игровая теория происхождения искусства в трудах И. Канта и Ф. Шиллера (Шиллер: «Эстетическое творческое побуждение незаметно строит посреди страшного царства сил и посреди священного царства законов третье, весёлое царство игры и видимости, в котором оно снимает с человека оковы всяких отношений и освобождает его от всего, что зовётся принуждением как в физическом, так и в моральном смысле»). Трудовая теория происхождения искусства (Г. В. Плеханов: «Труд старше искусства»). Теория мимезиса (Демокрит: о возникновении искусства непосредственно из подражания человека животным: люди научились «от паука – ткачеству и штопке, от ласточки – постройке домов, от певчих птиц – лебедя и соловья - пению») и различие ее трактовки у Платона и Аристотеля. Лукреций об искусстве как “усладе” и о средстве распространения знания. Обряд как сплав рационального и магического; изобразительно-подражательная деятельность в синкретической культуре древнего человека как источники возникновения искусства и основа его полифункциональности.

Знаковая природа искусства. Наивная информативность древнего искусства. Особый характер информативности искусства по сравнению с наукой. Аристотель: «поэзия философичнее и серьёзнее истории: поэзия говорит об общем, история – о единичном». Специфика образной информации. Установка на целостное воспроизведение образа мира в художественном произведении. Типология знаков в семиотике искусств. Многоязычие художественной деятельности. Коммуникативная и познавательная функции искусства. Свидетельства о преимуществах информативности художественных образов перед научными данными (Энгельс, Эйнштейн, Королёв). Эстетическая бедность утилитарно-познавательных произведений и познавательное богатство классических шедевров. Проблема множественности интерпретаций «вечных» образов. Системообразующее значение эстетического.

Искусство как способ формирования ценностных ориентаций. Калокогатия в размышлениях античных философов как единство эстетического и этического, нравственного и прекрасного. Аксиологическая функция искусства. Эстетический идеал и ценностные ориентиры культуры, их воплощение в искусстве. Суггестивная функция искусства и его воспитательное воздействие. Эстетическая бедность утилитарно-назидательных произведений. Гедонистическая функция искусства. Компенсаторная и общественно-преобразующая функции искусства. Искусство как формирование творческого духа. И. Кант об искусстве как проявлении свободы духа и Ф. Шиллер о свободной “эстетической игре” в искусстве. Проблема свободы и ангажированности искусства. Эстетическое как системообразующее начало различных функциональных значений искусства. Искусство как генератор эстетических ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: