Человек, его права и свободы в современном российском государстве

Человек, его права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей ценностью, они - цель государственного развития. Конституционные нормы свидетельствуют не о предоставлении, а только о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека. Обеспечение интересов личности, ее защита от посягательств служат признаком правового государства. Достоинство личности, как отмечается в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Достоинство - неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод (Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. N 11-П//СЗ РФ. 2000. N 27. ст. 2882) и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека - значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N 19. ст. 1764).

Стратегическая направленность современного политического курса Российского государства на признание интересов личности определяет направления развития российского законодательства. Право человека на достойную жизнь, вопросы законодательного обеспечения реализации личных свобод, проблема сохранения человека в демографическом понимании становятся предметом внимания государства. В то же время видятся назревшими предпосылки для некоторого смещения акцентов в утверждении о примате индивидуальных интересов личности.

Гражданин, наделенный правами и пользующийся ими, - центральная персона в теории правовой государственности. В то же время гражданин как личность, дисциплинированная правом и активно поддерживающая правопорядок, остается за пределами внимания. А между тем, например, социальные обязательства в одинаковой мере должны лежать и на государстве, и на его гражданах. Результатом государственной социальной политики должны быть не безмерное расширение объемов и способов защиты граждан от социальных рисков, а разработка государственной программы поощрения и поддержки способности граждан к самообеспечению. При этом экономическое, демографическое, культурно-религиозное развитие одних членов российского общества не должно происходить за счет других. Задача государства - с должной объективностью оценивать и обеспечивать социальные гарантии лишь для реально нуждающихся потребителей и в то же время, но отсекать иждивенческие запросы здоровых трудоспособных граждан как необоснованные претензии с точки зрения нравственности.

Важное направление - обеспечение прав граждан на свободное получение информации или конституционные гарантии свободы массовой информации. В настоящее время защита прав граждан в информационной сфере состоит главным образом в ограничении информации, направленной на подрыв других прав, законных интересов граждан, государственной целостности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков, борьбы против преступности. В российском законодательстве должны найти место запреты, установленные международно-правовыми нормами, в частности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которыми подтверждается право государств запрещать митинги и шествия, если они провоцируют насилие или направлены на разжигание вражды. Свобода выражения информации должна быть подчинена интересам защиты здоровья, нравственности, авторитета правосудия.

Право на достоинство - право любой личности, ничем не ограниченное. "Ничем" - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: Закон "О средствах массовой информации", в соответствии с которым можно, не обращаясь в суд, получить опровержение сведений, не соответствующих действительности или порочащих человека; Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в соответствии с которым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; Закон "О полиции", в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (статья 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (статья 110) и т.д.

Следует учитывать, что отдельные граждане (индивиды, личности) - это еще не человеческое общество. Общество - единый социальный организм, где ценность представляет и каждый входящий в него индивид, и характер их взаимных связей, зависимостей и др. Поэтому организованное правом общество требует от его членов высокого уровня сознательности, развитого чувства ответственности. "Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции", - это замечание известного правоведа XIX в. Б.А. Кистяковского остается актуальным и поныне. Истинная ценность человека - в характере развиваемой им деятельности, высоте его потребностей, а не в степени его насыщения или удовлетворенности. Исторически "безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось". Такие качества, как воспитанность, порядочность, честность, определяют законопослушность личности, а противоправное поведение продиктовано другими, противоположными качествами.

Еще один аспект, представляющийся важным для современной характеристики демократической государственности в связи с рассмотрением проблемы прав и нравственной ответственности человека, связан с вопросом о возможном (или оптимальном) объеме государственного вмешательства в процессы саморегулирования и самоорганизации корпоративных структур или институтов гражданского общества, в том числе субъектов местного самоуправления (в широком смысле). Государство не только само должно воздерживаться от вмешательства в сферу интересов гражданского общества, но обязано ограждать ее от "внешних" вторжений, активизируя свою охранительную функцию. Хотя область действия частных интересов в гражданском обществе - сфера саморегулируемая, защиту ее от произвола государство осуществляет через законодательство, путем установления правового порядка.

Конечно же, независимость сфер гражданского общества и государства нельзя абсолютизировать: государство устанавливает "правила игры", определяет меру должного и допустимого в пределах осуществления "суверенных" прав индивидов. Осознание своего гражданского долга вовлекает человека в сферу общественного взаимодействия. Потребность личности в самореализации, раскрытии разносторонних человеческих способностей может быть практически соединена с запросами современного общества в силу общности политических, социальных и иных условий жизни граждан. Местное самоуправление как следствие децентрализации государственной власти в российских условиях выступает политической формой самоуправления.

В Российской Федерации власть местного территориального самоуправления специфична и по природе, и по политико-юридическому статусу; она задействована в отправлении функций государственной власти, таких, как законотворчество, налогообложение, исполнительная и распорядительная деятельность, правоохранение и др. При этом местное самоуправление не отделено от государства, и в современных условиях даже теоретически не представляется значимым решение вопроса о "большей" его принадлежности к гражданскому обществу с его корпоративностью или к государству с его институтами государственно-властного принуждения. Однако местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ - это форма осуществления народом своей власти. Поэтому демократическая правовая сущность государства является зависимой и от степени вовлеченности в процессы местного самоуправления граждан. Демократическая природа самоуправления будет искажаться как при избыточном участии государства, так и в условиях, когда местное самоуправление не наделяется соответствующими ресурсами для осуществления процесса муниципального властвования.

Заметим, что характер связей гражданского общества и государства не всегда бывает ровным. Гражданское общество не только может, но и должно выступать как антагонист государства - тогда, например, когда последнее берет на себя выполнение несвойственных ему функций, когда аппарат государства подменяет общественные институты либо когда избыточным становится его вмешательство в экономические отношения.

В основе правовой государственности, закрепленной в конституционных нормах и развитой в российском законодательстве, лежат не только "внутренние" нормативы, но и правила, принятые международным сообществом. Идея правовой государственности служит интегрирующим символом взаимодействия внутри сообщества государств, сформированного на основе получивших общее признание международно-правовых принципов и норм. Она, с одной стороны, служит преодолению изоляции отдельных стран от международного сообщества, а с другой - устанавливает своего рода стандарты "правового идеала" для иных государств. Подобная дифференцирующая функция идеи правовой государственности имеет позитивное зерно в плане ориентирования всех государств на демократическое, цивилизованное развитие. В этом заключается безусловный плюс международно-правового влияния на развитие современных государств. В то же время появляется тенденция выведения некоего рецепта демократии как средства, служащего в качестве объяснения вмешательства во внутренние дела государства со стороны другого государства под предлогом "защиты демократии". Несмотря на то что подобный подход уже реализуется в практике межгосударственных отношений, своей международной оценки с точки зрения идеи правовой государственности он еще не получил.

Основные признаки правового государства - "подзаконность" органов государственной власти и лиц, ее осуществляющих, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, единство естественного и позитивного права и связанная с этим тенденция сближения права и морали - составляют правовое "содержание" современного Российского государства, оказывают влияние на его организацию и функционирование. Поиск новых юридических форм и специального правового инструментария для совершенствования механизма демократического правового государства - обязательное условие позитивного развития его институтов, политической и правовой культуры его граждан.

Список используемой литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: