Нациями не рождаются, ими в процессе исторического развития социальной общности становятся. И свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества людей, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл своего бытия. Поэтому верным является положение о двуединстве смысла национальной идеи. С одной стороны, она есть самосознание (самоидентификация) нации, с другой — ее послание миру о своем бытие, своих интересах и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, которые предполагают его целостность и узнаваемость другими.
Национальная идеология, будучи формой выражения самосознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает содержание, формируя новые приоритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее, так сказать, генетическая основа, т.е. базовые идеи, постулаты и ценности, отражающие смысл исторического существования, душевный склад и национальный характер данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смыслообразующими ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.