Основная причина несчастных случаев неорганизванность, недисциплинированность, нарушение техники безопасности

Цель: Знакомство экскурсантов и с историей Алтайских жилищ. С историей Чуйского тракта, с Памятником Шишкова. С Катунским Биосферным Заповедником.

1.Всупление.

Знакомство с экскурсантами. Сообщается продолжительность, тема экскурсии, порядок проведения, правила и техника безопасности.

2.Основная часть.

Поездка до Катунского Биосферного Заповедника по Чуйскому тракту, с остановками. Поход в алтайский этнический музей в заповеднике.

3.Заключение


Этапы проведения Места остановок Объекты показа Продолжительность осмотра Основное содержание информации Методические указания
1день          
г.Горно-Алтайск-Памятник Шишкову Памятник Шишкова Памятник Шишкова 20мин. История жизни Шишкова и его деятельность. Используется прием вопрос- ответ. Раскрываеться история жизни Шишкова, используя прием объяснения применяя материалы из портфеля экскурсовода.
Памятник Шишкову-Семинский перевал Семинский перевал. Семинский перевал 1час История освоения семинского перевала. Высочайшие точки. Рассказ ведеться обобщено о самом семинском перевале.Уделенно время навопросы экскурсантов.
Семинский перевал Гора Сарлык Гора Сарлык 30мин. История освоения высочайшей точки семинского перевала-Горы Сарлык. Рассказ ведеться обобщено о горе сарлык.
Семинский перевал-Катунский Биосферный заповедник Катунский Биосферный заповедник. Тур база «Уймонский Ковчег» Катунский Биосферный заповедник 2часа История возникновения заповдника. Инструктаж техники безопасности на территории заповедника.предварительный осмотр некоторых мест заповедника.
2день          
Катунский-Биосферный заповедник-Этно-экологический музей алтайской культуры Этно-экологический музей алтайской культуры Этно-экологический музей алтайской культуры 1час Основное содержание информации о музее о жизни Алтайцев и их жилищ. Рассказ экскурсовода о традиционном жилище алтайского народа
Тематический вечер Тур база «Уймонский Ковчег» Обряд угощения огня. 1час Показ обряда огна на территории базы. Анимация. Рассказы. Тематический вечер проводят специально приглашенные,знающие обряд угощения огня до мелочей, гости.

1день.

Чуйский тракт.

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 1850-х — 1860-х годов в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи. В течение 1860−1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль.

В 1902−1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.

В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. Я. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта.

К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок. Дорога не ремонтировалась в течение 10 лет. Во время гражданской войны отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай.

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.

Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь. 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

2.Памятник Шишкову.

Перед селом Манжерок, на 116-м км Чуйского тракта, стоит памятник В.Я.Шишкову. Сооружен к 100-летию со дня рождения (1973 г., скульптор П.Миронов).

Вячеслав Шишков родился 3 октября 1873 года в старинном городе Бежецке, Тверской губернии (Калининская область).
В период с 1909-го по 1913 г. Шишков работал в изыскательских экспедициях на реках Обь, Чарыш, Бия и озерах. В мае 1913 г. в качестве инженера Томского округа путей сообщения он руководил Чуйской экспедицией с целью изыскания тракта из Бийска до монгольской границы у Кош-Агача. Начатое по его проекту строительство было прервано Первой мировой войной и завершено уже при советской власти.Двадцать лет своей жизни, Шишков посвятил подвижническому труду по исследованию сибирских рек и сухопутных дорог. Он проехал, проплыл на лодках-шитиках, плотах, пароходах тысячи и тысячи километров, промерил и запечатлел на специальных картах Енисей, Иртыш, Обь, Лену, Бию, Катунь, Чулым, Ангару, а также Нижнюю Тунгуску, где едва не погиб.
Деятельность Шишкова как техника-первопроходца с неоспоримостью свидетельствует о том, что возглавлявшиеся им экспедиции внесли неоценимый вклад в изучение Сибири.

3.Семинский перевал

Алтайское название — Дьал-Менку (Вечная грива). Высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Здесь смыкаются два хребта: Семинский и Чергинский. Дорога проходит в седловине между двумя горами — Сарлыком(2506)и Вершиной Тияхты. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта.

На вершине перевала в 1956 г. была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видна гора Сарлык и Вершина Тияхты, на склоне которой расположен учебно-тренировочный центр (УТЦ) «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров, зимним горнолыжным спуском с вершины горы и одним горнолыжным подъёмником.

Раньше это было труднопроходимое место — зимой здесь лежали огромные снега, а с весны по осень — вязкое болото. Прежняя дорога обходила Вершину Тияхны со стороны истоков Песчаной. Таким он оставался практически до самого начала XX века.

Семинский перевал — памятник природы государственного значения. Он ценен прежде всего как природный комплекс — рубеж Северного и Центрального Алтая. Здесь дорога проходит на уровне верхней границы леса. При подъёме на перевал заметна смена смешанного лиственно-соснового леса кедрачом. На самом верху безраздельно властвует кедровая тайга с небольшими островками можжевельника. Перевал имеет несколько почвенно-растительных поясов: лесостепной, лесной или горно-таёжный и высокогорный. Верхний представлен Карликовой берёзкой и кедровым стлаником. В травяном покрове — герань белоцветковая, горец змеиный, кандык, ветреница алтайская, водосбор клейкий, горечавка холодная, кровохлёбка альпийская, золотой корень (родиола розовая), кукушкин лён, этажный мох и др. Среде них имеется 4 эндемика: кровохлёбка Азовцева, роза остроиглая, родиола морозная, дендрантема выемчатолистая. В районе перевала находится промысловые места по сбору Кедрового ореха. Перевал находится в 6 км к югу от границы Шабалинского и Онгудайского районов Республики Алтай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: