Цель: Знакомство экскурсантов и с историей Алтайских жилищ. С историей Чуйского тракта, с Памятником Шишкова. С Катунским Биосферным Заповедником.
1.Всупление.
Знакомство с экскурсантами. Сообщается продолжительность, тема экскурсии, порядок проведения, правила и техника безопасности.
2.Основная часть.
Поездка до Катунского Биосферного Заповедника по Чуйскому тракту, с остановками. Поход в алтайский этнический музей в заповеднике.
3.Заключение
Этапы проведения | Места остановок | Объекты показа | Продолжительность осмотра | Основное содержание информации | Методические указания |
1день | |||||
г.Горно-Алтайск-Памятник Шишкову | Памятник Шишкова | Памятник Шишкова | 20мин. | История жизни Шишкова и его деятельность. | Используется прием вопрос- ответ. Раскрываеться история жизни Шишкова, используя прием объяснения применяя материалы из портфеля экскурсовода. |
Памятник Шишкову-Семинский перевал | Семинский перевал. | Семинский перевал | 1час | История освоения семинского перевала. Высочайшие точки. | Рассказ ведеться обобщено о самом семинском перевале.Уделенно время навопросы экскурсантов. |
Семинский перевал | Гора Сарлык | Гора Сарлык | 30мин. | История освоения высочайшей точки семинского перевала-Горы Сарлык. | Рассказ ведеться обобщено о горе сарлык. |
Семинский перевал-Катунский Биосферный заповедник | Катунский Биосферный заповедник. Тур база «Уймонский Ковчег» | Катунский Биосферный заповедник | 2часа | История возникновения заповдника. | Инструктаж техники безопасности на территории заповедника.предварительный осмотр некоторых мест заповедника. |
2день | |||||
Катунский-Биосферный заповедник-Этно-экологический музей алтайской культуры | Этно-экологический музей алтайской культуры | Этно-экологический музей алтайской культуры | 1час | Основное содержание информации о музее о жизни Алтайцев и их жилищ. | Рассказ экскурсовода о традиционном жилище алтайского народа |
Тематический вечер | Тур база «Уймонский Ковчег» | Обряд угощения огня. | 1час | Показ обряда огна на территории базы. | Анимация. Рассказы. Тематический вечер проводят специально приглашенные,знающие обряд угощения огня до мелочей, гости. |
1день.
|
|
Чуйский тракт.
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 1850-х — 1860-х годов в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи. В течение 1860−1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль.
|
|
В 1902−1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.
В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. Я. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта.
К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок. Дорога не ремонтировалась в течение 10 лет. Во время гражданской войны отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.
В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.
Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай.
В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.
Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь. 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
2.Памятник Шишкову.
Перед селом Манжерок, на 116-м км Чуйского тракта, стоит памятник В.Я.Шишкову. Сооружен к 100-летию со дня рождения (1973 г., скульптор П.Миронов).
Вячеслав Шишков родился 3 октября 1873 года в старинном городе Бежецке, Тверской губернии (Калининская область).
В период с 1909-го по 1913 г. Шишков работал в изыскательских экспедициях на реках Обь, Чарыш, Бия и озерах. В мае 1913 г. в качестве инженера Томского округа путей сообщения он руководил Чуйской экспедицией с целью изыскания тракта из Бийска до монгольской границы у Кош-Агача. Начатое по его проекту строительство было прервано Первой мировой войной и завершено уже при советской власти.Двадцать лет своей жизни, Шишков посвятил подвижническому труду по исследованию сибирских рек и сухопутных дорог. Он проехал, проплыл на лодках-шитиках, плотах, пароходах тысячи и тысячи километров, промерил и запечатлел на специальных картах Енисей, Иртыш, Обь, Лену, Бию, Катунь, Чулым, Ангару, а также Нижнюю Тунгуску, где едва не погиб.
Деятельность Шишкова как техника-первопроходца с неоспоримостью свидетельствует о том, что возглавлявшиеся им экспедиции внесли неоценимый вклад в изучение Сибири.
|
|
3.Семинский перевал
Алтайское название — Дьал-Менку (Вечная грива). Высота перевала — 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км. Здесь смыкаются два хребта: Семинский и Чергинский. Дорога проходит в седловине между двумя горами — Сарлыком(2506)и Вершиной Тияхты. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта.
На вершине перевала в 1956 г. была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видна гора Сарлык и Вершина Тияхты, на склоне которой расположен учебно-тренировочный центр (УТЦ) «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров, зимним горнолыжным спуском с вершины горы и одним горнолыжным подъёмником.
Раньше это было труднопроходимое место — зимой здесь лежали огромные снега, а с весны по осень — вязкое болото. Прежняя дорога обходила Вершину Тияхны со стороны истоков Песчаной. Таким он оставался практически до самого начала XX века.
Семинский перевал — памятник природы государственного значения. Он ценен прежде всего как природный комплекс — рубеж Северного и Центрального Алтая. Здесь дорога проходит на уровне верхней границы леса. При подъёме на перевал заметна смена смешанного лиственно-соснового леса кедрачом. На самом верху безраздельно властвует кедровая тайга с небольшими островками можжевельника. Перевал имеет несколько почвенно-растительных поясов: лесостепной, лесной или горно-таёжный и высокогорный. Верхний представлен Карликовой берёзкой и кедровым стлаником. В травяном покрове — герань белоцветковая, горец змеиный, кандык, ветреница алтайская, водосбор клейкий, горечавка холодная, кровохлёбка альпийская, золотой корень (родиола розовая), кукушкин лён, этажный мох и др. Среде них имеется 4 эндемика: кровохлёбка Азовцева, роза остроиглая, родиола морозная, дендрантема выемчатолистая. В районе перевала находится промысловые места по сбору Кедрового ореха. Перевал находится в 6 км к югу от границы Шабалинского и Онгудайского районов Республики Алтай.