Отличие между Римской историей и Греческой историей

В отличие от Греции, где история в значительной мере была историей отдельных полисов, история Рима была историей единого государства — от основания города, через период постепенного расширения и до превращения в гигантскую мировую державу. Это естественным образом усиливало мотивы развития, экспансии и прогресса в древнеримской историографии. Однако отсутствие идеи всемирной истории привело к тому, что римляне не разработали никаких целостных теории развития человечества. Во многом римские мыслители продолжали греческую традицию циклического развития Гесиода. Примером продолжения данной традиции являются слова римского императора Марка Аврелия Антонина (121— 180 н. э.): «... Все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго... Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было и что будет в беспредельности времен — ведь все однородно и единообразно». (Размышления II, 14; VI, 37)

Наиболее отчетливо идея линейного исторического прогресса была сформулирована Марка Теренция Варрона (116—27 до н. э.) и Тита Лукреция Кара (99/95—55 до н. э.). У Варрона развитие связано с хронологией царей и правителей и с тем, как всё изменялось при каждом, а у Лукреции представления связаны с развитием человека и его отделением от животного мира.

Можно сравнить взгляды Лукреция и Гесиода для понимания разницы подходов.

Критерии Гесиод Лукреций
Название работы «Труды и дни» «О природе вещей»
Этапы / Века 6 этапов 3 этапа: от дикости к цивилизованности
Механизмы развития Войны, труд (добыча металлов) Возделывание земель, роль семьи и рода
Двигатель развития Божественное вмешательство, воля богов труд
Направление Цикличное Линейное

Он один из немногих, кто отказался от вмешательства богов в качестве объяснения причин событий. Считал, что религия возникла в результате таких понятных явлений, как сновидения, мощь природных сил и страх людей перед ними. В необходимости трудиться из-за нужды Лукреций видит главную причину развития. Важным отличавшим фактором человека от других животных является «разум пытливый». (О природе вещей, V, 1450) В ходе развития возникают язык, государство и право (в результате договора людей): «Правда, достигнуть нельзя было всюду согласья, но все же добрая часть людей договоры блюла нерушимо». (О природе вещей, V, 1020)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: