Другие принципы
- Роль нравов: Римские историки подчеркивали роль высоких нравов предков и объясняли упадок государства моральным упадком государственных деятелей.
- Роль личности: Светоний Транквилл (70—160 гг. н. э.) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» показывают, что характер императора определял характер соответствующей исторической эпохи. Императоров делятся на «добрых» и «злых». Добрые императоры являлись успешными правителями.
- Интерес к началу: Римский историк Тит Ливий, писавший историю Рима «от основания города», жаловался на темноту ее раннего периода. Вероятно, именно поэтому античность поражает остротой интереса к «началам», «истокам», «генезису». Все авторы ищут в мифе историческую правду о началах государства, институтов, династий и т.д.
- Роль судьбы, вера в знаменья: «Но прежде всего было замечено и отмечено, что все Цезари, носившие имя Гай, погибли от меча, начиная с того, который был убит еще во времена Цинны».
- Роль государства: Римский историк Аммиан Марцеллин (330—400 гг.) создавал свой труд «Деяния», в котором освещается римская история с 96 по 378 г. Он считал, что материалом для исторического труда могут служить только важные события, а не забавные детали. Обращал особое внимание к моральному облику личности сменявших друг друга императоров, повинных в несчастьях Римского народа.