Для данной дисциплины образовательные технологии представлены лекциями, семинарскими и самостоятельной работой студентов. На семинарах проводится обсуждение проблем, поднятых на лекциях, анализ и обсуждение заданных тем. По наиболее острым вопросам проводятся дискуссии.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Восприятие буддизма в Китае и Японии – сходства и различия
2. Столкновение европейской и традиционной русской культуры в произведениях Н.С. Лескова
3. Сравнительная характеристика восприятия китайской культуры в Японии и индийской культуры в Юго-Восточной Азии
4. Иноземные культуры в описании Геродота
5. Сравнительная характеристика роли французского языка в Западной Европе и России в XVIII-начале XX вв. и английского языка в современном мире
6. Ислам и модернизация по западному образцу на примере Турции
7. Пиджины в России
8. Билингвизм как культурно-исторический феномен
9. Скифский звериный стиль как пример адаптации культурных влияний
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
|
|
1) В чем состоит отличие симпрактических и теоретических культур?
2) Как понятие «власть земли» (Глеб Успенский) соотносится с представлением о симпрактическом типе культуры?
3) Согласны ли вы с расхожим утверждением, что культура обычно заимствует отсутствующие в ней понятия и институты? Если нет, то почему?
4) Чем отличается представление о законодательстве и законотворчестве в европейских, исламских и дальневосточных обществах?
5) Почему западная наука отказалась от понятия «востоковедение»? Считаете ли вы это справедливым?
6) В чем причины возникновения креольских языков и пиджинов? Какие современные государственные языки можно исторически рассматривать как креолизированные и на каких основаниях?
7) Можно ли говорить об однолинейном поступательном развитии хозяйственно-культурных типов (от охоты и собирательства к земледелию и/или скотоводству и т.п.). Если нет, то почему?
8) Какова изначальная символика предания о водружении Олегом щита на воротах Царьграда? Как и почему переосмыслила этот акт (неважно, имевший место или легендарный) летописная и литературная традиция?
9) Почему введение в 1898 году британскими властями налога, предназначенного для финансирования необходимых общественных работ, привело к колониальной войне в Сьерра-Леоне?
10) Английская культурная традиция (Вальтер Скотт, Р. Киплинг и пр.) объясняет слабое распространение в Англии, в отличие от Франции, крайней формы закабаления крестьян (серважа) тем, что нормандские завоеватели не сумели навязать эту форму зависимости свободолюбивым англосаксам. Так ли это?
11) Какие межкультурные взаимодействия обусловили преобразование в раннеисламский период южноаравийских территориальных единиц в родовые?
12) Сплав каких этнокультурных элементов обеспечил формирование древнерусского государства? Приведите соответствующие исторические и лингвистические свидетельства.